Версия для слабовидящих

Этические принципы
и рекомендации ISST
для схема-терапевтов

Утверждены Исполнительным советом ISST 10 ноября 2020 года
Мы считаем, что этика крайне важна в работе психологов, психотерапевтов и врачей-психиатров и необходима для безопасности как специалиста, так и клиента.

Полный список документов и процедур комитета ISST по этике и разрешению конфликтов вы можете найти на сайте ассоциации.

Мы же подготовили для вас перевод основных рекомендаций и принципов, которыми хотим поделиться.

Команда МИСТ

1.Цель и статус настоящих руководящих принципов

В профессиональном сообществе и особенно среди психотерапевтов повсеместно, на международном уровне часто обсуждается вопрос о том, как управлять тем, что иногда называют «границами отношений». Это касается степени контакта, обмена информацией и близости, которые могут быть уместны между терапевтом и клиентом, супервизором и супервизируемым, а также в других профессиональных отношениях.

Ситуация становится еще сложнее, когда есть более одного клиента, например, при работе с парой, семьей или терапевтической группой. Или когда профессионал играет более чем одну роль по отношению к клиенту, например, в качестве индивидуального терапевта и группового терапевта, или в каких-либо других отношениях в более широком сообществе.

В рамках различных терапевтических традиций существуют разные мнения о том, насколько ограничительным должно быть установление границ. В целом, схема-терапевтическое сообщество отдает предпочтение гибкому подходу, но также уважительному отношению как к профессионалам, так и к клиентам.
Данный документ излагает точку зрения на эти вопросы с позиции ценностей и практики схема-терапии.

Он носит рекомендательный характер, чтобы помочь терапевтам и супервизорам продумать этические дилеммы и проблемы, с которыми они могут столкнуться.
Эти принципы не являются строго обязательными, и профессионалы могут руководствоваться другими или более строгими требованиями профессиональных органов, которые лицензируют их практику.

В некоторых регионах терапевту рекомендуется документировать этические проблемы и даже формализовывать их в контракте с клиентами или другими профессионалами. Эти рекомендации предлагаются для того, чтобы профессионалы могли создать документальную базу, чтобы защитить себя от будущих заявлений о том, что они действовали неэтично.

Предполагается, что в тех случаях, когда возникают этические дилеммы, подобные рассмотренным ниже, указанные принципы будут полезны как супервизорам, так и супервизируемым при рассмотрении вопроса о том, как лучше всего справляться со сложными ситуациями. Они предлагаются членам ISST в качестве рекомендаций, а не строго обязательных правил. По этой причине здесь не указаны и не предлагаются никакие официальные контракты или их примеры.

Там, где это уместно, мы призываем членов разрабатывать такие контракты, которые они считают подходящими для каждой сложной ситуации, и консультироваться с другими членами и супервизорами в этом процессе.

2.Двойственные/многосторонние отношения: определения и принципы

2.1. Введение

Практикующий (е) Схема-терапию (ПСТ), являющиеся членами (Полноправными, Ассоциированными, Поддерживающими, Почетными) Международного сообщества Схема-Терапевтов (ISST) и практикующие на несертифицированном, базовом, продвинутом уровне или на уровне супервизора/тренера, независимо от того, работают ли они с отдельными лицами, парами, семьями или группами, а также в качестве основных терапевтов или вспомогательных сотрудников, стремятся установить этические отношения и сотрудничество с клиентами, супервизорами, коллегами, организациями и сообществом.

Этические отношения и отношения сотрудничества#nbsp;— это отношения, основанные на безопасности и доверии. Осознавая сложность клинических, супервизорских, профессиональных и социальных отношений, а также то, как доверие может быть подорвано, ПСТ стремятся быть осведомленными о проблемах, связанных с двойственными /многосторонними отношениями.

Двойственными/многосторонними отношениями считаются ситуации, когда существует несколько ролей между терапевтом и другим специалистом по психическому здоровью или клиентом.

Ответственность за установление и поддержание границ при участии в клинических, супервизионных, профессиональных и социальных отношениях, особенно в отношениях двойного/множественного характера, лежит на практикующем специалисте.

Этот документ содержит определения и основные принципы, касающиеся отношений Клиент-ПСТ и отношений супервизор-ПСТ, чтобы помочь членам ISST в управлении двойственными/многосторонними отношениями.
ПСТ обязаны заботиться о своих клиентах, которые могут быть уязвимы, и поэтому они должны уделять самое пристальное внимание их благополучию и безопасности.

ПСТ должны быть внимательны к (реальным или предполагаемым) факторам риска в своей профессиональной практике.

ПСТ также должны быть чувствительны к сложным этическим и правовым вопросам двойственных/многосторонних отношений, которые могут привести к (реальным или предполагаемым) конфликтам интересов и эксплуатации клиентов.

Подробнее

2.2. Определения

В этом параграфе приводятся формальные определения различных терминов, используемых в документе
a
Специалисты помогающих профессий — специалисты в области психического здоровья, кроме психотерапевтов, которые работают в составе многопрофильной лечебной группы. К ним относятся, например, творческие терапевты (арт-терапия, драма-терапия, музыкальная терапия, двигательная терапия, пантомима, психомоторика и т. д.), психиатрические медсестры, социальные работники, трудотерапевты и физиотерапевты.
b
Клиент — физическое лицо, которое заключает контракт на терапевтическую услугу с ПСТ.
c
Пара — два человека, состоящие в отношениях, которые заключают контракт на терапевтические услуги с ПСТ.
d
Супервизор — ПСТ, сертифицированный на уровне супервизора/тренера и заключивший контракт с супервизируемым для проведения супервизии или консультаций.
e
Супервизируемый — ПСТ, сертифицированный на уровне супервизора/тренера и заключивший контракт с супервизируемым для проведения супервизии или консультаций.
f
Границы — руководящие принципы, ограничения или ожидания в отношении безопасности и уважения, которые человек питает к себе и другим.
g
Информированное согласие — формальная процедура, когда клиент или супервизируемый дает информированное согласие ПСТ в отношении характера предлагаемого лечения или супервизии, а также условий и потенциальных осложняющих факторов, которые необходимо учитывать.
h
Неравное соотношение сил — отношения, в которых один человек обладает большей властью, чем другой. ПСТ обладает бОльшими полномочиями в контексте отношений с клиентом или с супервизируемым, со вспомогательным сотрудником в многопрофильной команде и с сотрудниками, если ПСТ является работодателем.
i
Эксплуатация — в контексте отношений между Клиентом и ПСТ или отношений между супервизируемым и ПСТ, когда ПСТ игнорирует основные принципы или потребности в безопасности и уважении с целью получения финансовой или личной выгоды.
j
Конфликт интересов — ситуация, возникающая в контексте отношений между клиентом и ПСТ или отношений между супервизируемым и ПСТ, когда интересы двух лиц несовместимы.
k
Двойственные/многосторонние отношения — двойственными/многосторонними отношениями считаются ситуации, когда существует несколько ролей между терапевтом и другим специалистом по психическому здоровью или клиентом. Такие отношения возникают, когда ПСТ функционирует в рамках двух и более параллельных ролей, профессиональных или социальных, с клиентами, супервизируемыми и/или коллегами, в сообществе, частной практике, амбулаторных и более крупных клинических площадках, организациях, включая религиозные/духовные.

3.Двойственные/многосторонние отношения: общие рекомендации

a
Сексуальные отношения

ПСТ не должны вступать в интимные или сексуальные отношения с клиентами, а также с членами семьи, родственниками или друзьями консультируемых клиентов. Эта обязательство сохраняется и после завершения отношений между ПСТ и клиентом. Период после прекращения профессиональных отношений может быть неопределенным или составлять определенное количество месяцев или лет, и ПСТ должны следовать рекомендациям своего профессионального сообщества (см. параграф о супервизиях).
b
Профессиональная объективность

ПСТ следует избегать формирования отношений с клиентом, которые могут ухудшить профессиональную объективность или иным образом привести к эксплуатации или конфликту интересов.
c
Чувствительность к неравному соотношению сил

ПСТ должны быть чувствительны к неравному соотношению сил в контекстах, в которых у них больше возможностей воздействия на клиента (см. выше: Неравное соотношение сил). Они должны быть особенно внимательны в проявлении уважения к тем, с кем они работают, кто имеет меньше влияния, и должны знать об их правах и потребностях.
d
Злоупотребление отношениями в собственных целях

ПСТ должны воздерживаться от злоупотребления профессиональными отношениями для удовлетворения своих сексуальных, личных, финансовых или других интересов.
e
Финансовые аспекты

при оценке конфликта интересов в двойственных/многосторонних отношениях ПСТ тщательно оцениваются любые финансовые отношения с существующими клиентами и/или членами сообщества, которые могут отрицательно повлиять на отношения практикующего специалиста с клиентом.

Например, местный торговец в качестве клиента неизбежно может попасть в работу и вряд ли это повлияет на профессиональное отношение практикующих; в то время как работа с клиентом, который является арендатором, арендодателем или сотрудником, может отрицательно повлиять на профессиональное отношение ПСТ.
f
Существующие близкие отношения

ПСТ обычно должны стараться избегать вступления в профессиональные отношения с людьми, с которыми у них уже есть или были близкие личные отношения, например, с членами семьи и друзьями.

Там, где нет разумной альтернативы, по причине отсутствие других специалистов или невозможность предоставления необходимого объема услуг, ПСТ должен приложить все усилия, чтобы оставаться профессиональным и объективным при работе с человеком, которого он знает или знал.
g
Отношения после прекращения профессионального взаимодействия с клиентом

ПСТ должны признать, что конфликты интересов и неравное соотношение сторон могут сохраняться и после официального прекращения профессиональных отношений, и что профессиональные обязательства могут оставаться актуальными.
h
Решение проблем

Если ПСТ обнаруживает, что из-за непредвиденных обстоятельств возникли потенциально пагубные связи с другими людьми, то он предпринимает разумные шаги для решения этой проблемы с должным учетом интересов пострадавшего лица и максимального соблюдения Кодекса этики.
i
Прекращение отношений

ПСТ может решить, что лучший вариант действий — прекратить предоставление терапевтических услуг своему клиенту.

Если это решение принято, ПСТ управляет процессом расторжения и/или передачи другому специалисту, соблюдая конфиденциальность и относясь со всей ответственностью к процессу.
j
Лидерство

Выступая в качестве лидеров в клинических или управленческих ролях, ПСТ должны сохранять чувствительность к границам и проблемам, связанным с неравным распределением сил и возможным злоупотреблениями в этих отношениях.

В тех случаях, когда ПСТ находятся во влиятельном положении или руководящей позиции с отдельными лицами, особенно важно, чтобы они проявляли осторожность и рассматривали возможные проблемы, которые могут возникнуть в результате развития личных отношений. Вероятно, когда это необходимо и уместно, может потребоваться супервизия.

4.Практикующий схема-терапию и клиенты

4.1. Двойственные/многосторонние отношения в частной практике и/или клинических условиях

ПСТ развивают двойственные/многосторонние отношения, например, в следующих случаях:
a
ранее были установлены отношения с терапевтическим контрактом;
b
при лечении нескольких членов одной семьи;
c
консультируя пару, а затем встречаясь с каждым партнером индивидуально;
d
при направлении текущих клиентов в группу, возглавляемую или совместно возглавляемую ПСТ;
e
при предоставлении индивидуальной терапии лицам, входящим в терапевтическую группу, в которой ПСТ является терапевтом;
f
при общении с партнерами или друзьями текущего клиента;
g
при практике в сельских и удаленных районах, где потенциальный риск, связанный с тем, что человек не получает терапевтических услуг, превышает потенциальный риск оказания терапевтических услуг.

4.2. Двойственные/многосторонние отношения в более широком клиническом или социальном сообществе

Могут возникать, когда ПСТ:
a
устанавливает терапевтические отношения с клиентами, которые прошли профессиональную подготовку или работают в качестве терапевтов, а затем становятся коллегами или партнерами (например, в качестве ПСТ, соавторов грантов, публикаций или книг, разработки правил и проекта и т. д.);
b
консультирует или работает в школе или других некоммерческих организациях;
c
консультирует в религиозных или духовных организациях, в которых ПСТ также является членом или пастырским помощником;
d
консультирует в религиозных или духовных организациях, в которых член семьи ПСТ является членом или пастырским помощником;
e
является членами общественных клубов, спортивных залов или профессиональных организаций.

4.3. Двойственные/многосторонние отношения в более широком сообществе

Могут возникать, когда ПСТ:
a
выполняет профессиональную роль с человеком и поддерживают одновременные отношения с другим человеком, тесно связанным с тем, с кем психолог поддерживает профессиональные отношения;
b
пообещал в будущем вступить в отношения с человеком, имеющим тесный контакт или связанным с человеком, с которым психолог имеет профессиональные отношения.

4.4. Общие рекомендации в отношении двойственных/многосторонних отношений

В тех случаях, когда невозможно надлежащим образом избежать двойственных/многосторонних отношений, ПСТ следует рассмотреть возможность принятия следующих мер:
a
Подготовьте информированное согласие, которое фиксирует характер двойственных/многосторонних отношений, а также процедуры сохранения профессиональных границ и конфиденциальности.
b
Обсудите и задокументируйте в информированном согласии, как будут обсуждаться встречи за пределами офиса.
c
Обсудите и задокументируйте стратегии мониторинга и реагирования на проблемы с границами по мере их возникновения.
d
Возьмите подписанную клиентом копию информированного согласия, а также каждого лица в паре, семье или группе, и зафиксировать любые соответствующие вопросы. А также:
e
Проконсультируйтесь со старшим коллегой, который обладает знаниями и пониманием ситуации и контекста, чтобы прояснить и поддержать существование двойственных/многосторонних отношений, а также задокументировать обсуждение и любые сделанные выводы.

4.5. Рекомендации, касающиеся пар и семей

ПСТ следует рассмотреть возможность принятия следующих мер:
a
Подготовьте информированное согласие, в котором разъясняется, какие физические лица являются клиентами/
b
Разъясните в информированном согласии характер отношений, которые будут складываться между ПСТ и каждым человеком.
c
Разъясните в информированном согласии, что ПСТ не будет выполнять потенциально конфликтную роль, такую как терапевт и свидетель для одной стороны в процессе развода или в суде по семейным делам.
d
Обобщите соответствующие вопросы в отдельном документе.
e
Если ПСТ призван/призвана взять на себя такую роль, то он/она предпринимает разумные шаги, чтобы воздержаться или отказаться от этой роли.

4.6. Рекомендации, относящиеся к групповой терапии

При проведении групповой терапии ПСТ следует рассмотреть возможность принятия следующих мер:
a
Подготовьте информированное согласие, в котором описываются терапевтические услуги, предлагаемые лицам в групповом сеттинге.
b
Опишите в информированном согласии роли и обязанности всех сторон и ограничения по конфиденциальности.
c
Уточните в информированном согласии, что ПСТ может оценивать людей в начале группы и через регулярные промежутки времени, пока они участвуют в групповой терапии.

4.7. Принципы работы для сельских и отдаленных районов

При работе в сельских и отдаленных районах ПСТ должен:
a
Документировать причины в поддержку решения о предоставлении терапии в случае сложившихся ранее отношений.
b
Документировать отсутствие альтернативных практикующих специалистов в сельских и отдаленных районах.
c
Документировать и уточнять параметры и ограничения для “неофициальных консультаций” вне терапевтических отношений.
d
Документировать любые другие проблемы, связанные с двойственными/многосторонними отношениями.

5.Практикующий схема-терапию и супервизии

5.1. Основы

Супервизия в схема-терапии может принимать форму клинической супервизии, консультации, наставничества, коучинга, супервизии при трудоустройстве / поиска работы, обучения и поддержки со стороны равных коллег. ПСТ могут проводить индивидуальную супервизию; групповую супервизию (с фасилитатором или без) или интервизии, очно или виртуально. ПСТ также может быть вызван для контроля другого схема-терапевта в клинических, больничных условиях или организациях.

ПСТ может выбрать супервизора в зависимости от его клинической ориентации, предпочтительного стиля супервизирования, характера и личных и профессиональных потребностей. ПСТ также может проконсультироваться с опытным коллегой за пределами своей профессиональной специальности или организации.

Характер супервизионных отношений создает неравномерное соотношение сил даже между равными коллегами. И ПСТ, проводящий супервизию, и ПСТ, получающий её, должны знать об этом.

Тем, кто работает в частной практике или не имеющим постоянного доступа к супервизиям, при решении клинических вопросов по недостаточно развитой клинической компетентности настоятельно рекомендуется обратиться за супервизией или консультацией к квалифицированному и опытному ПСТ. Интервизия (индивидуальная или групповая) является еще одним источником коллегиальной поддержки и направления.

5.2. Двойственные отношения в супервизии

Хотя этот список не является исчерпывающим, при проведении супервизии в схема-терапии, ПСТ могут создавать двойственные/многосторонние отношения, когда:
a
Практикующий специалист в прошлом получал терапию от ПСТ и после прекращения терапевтических отношений желает посетить семинар или тренинг, предлагаемый ПСТ.
b
Супервизируемый получил индивидуальную супервизию и желает пройти дополнительное обучение и супервизию, предлагаемые ПСТ в дополнительной области клинической компетенции.
c
Супервизируемый получает супервизии от ПСТ и участвует в группе, которую либо проводит, либо проводит совместно с кем-то один и тот же ПСТ.
d
Супервизируемый приглашает супервизора стать соавтором статьи для публикации или презентации на семинаре или конференции.
e
Супервизируемый является коллегой супервизора и они сотрудничают в проекте и разработке организационных правил.

5.3. Общие рекомендации в отношении двойственных/многосторонних отношений в супервизии

a
Обсудите и задокументируйте характер двойственных/многосторонних отношений между супервизируемым и супервизором, дисбаланс власти, границы и конфиденциальность.
b
Согласуйте и при необходимости задокументируйте, как будут обрабатываться встречи за пределами супервизионных отношений.
c
Обсудите и задокументируйте стратегии мониторинга и реагирования на проблемы с границами по мере их возникновения.
d
Согласуйте и задокументируйте, что супервизия не является терапией.

Если супервизируемый и супервизор осознают, что активация схемы супервизируемого препятствует терапевтическому процессу, супервизор с согласия супервизируемого может помочь супервизируемому выявить и решить эти проблемы, обеспечивая адаптивную эмоциональную поддержку и руководство. Экспериенциальная работа вполне может стать частью этого процесса. Это вмешательство может использоваться в процесс супервизии, но должно занимать не более 10-15%, когда супервизируемый сертифицируется.

Если активация схемы супервизируемого требует более обширного вмешательства и/или супервизируемый не хочет работать с супервизором, супервизор должен побуждать супервизируемого решать эти вопросы в индивидуальной терапии.
e
Согласуйте и задокументируйте, после выяснения терапевтических вопросов, что супервизируемый будет консультироваться с рекомендованным ПСТ, по выбору супервизируемого, или клиницистом, практикующим вне ISST, который может квалифицированно решить терапевтическую проблему.
f
Согласуйте и задокументируйте, что отношения между супервизируемым и супервизором должны быть информативными и рефлексивными. Что супервизор должен регулярно предоставлять информативную клиническую обратную связь супервизируемому. А также мотивировать его размышлять о своей собственной клинической практике, продолжать процесс самостоятельной оценки, стремясь улучшить самосознание.

6.Роль профессиональных и законодательных принципов

Признано, что, время от времени, может возникать конфликт между изложенными выше принципами, Этическими принципами и кодексами поведения в профессиональных и законодательных органах.

Если профессиональные и законодательные органы устанавливают более строгие правила, ПСТ следует придерживаться этих указаний.

Вам также может быть интересно:

Программа обучения
схема-терапии в МИСТ, аккредитованная ISST
Как стать сертифицированным схема-терапевтом: критерии, порядок действий, шаблоны документов