ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
Статья в оригинале: Effects of the Schema Therapy and Mindfulness on the Maladaptive Schemas Hold by the Psoriasis Patients with the Psychopathology Symptoms (2017)
Авторы статьи: Parvin Jamali Gojani, Mohsen Masjedi, Shahnaz Khaleghipour & Ehsan Behzadi

Влияние схема-терапии и терапии, основанной на осознанности (майндфулнесс), на дезадаптивные схемы у пациентов с псориазом и психопатологическими симптомами

Общее описание

Цели

Это исследование было направлено на сравнение эффектов схема-терапии и терапии, основанной на осознанности, у пациентов с псориазом.

Материалы и методы

Это полуэкспериментальное исследование с последующими и предварительными тестами было проведено на подходящей выборке пациентов с псориазом в дерматологической клинике больницы Isfahan Alzahra Hospital, Иран в 2014 году. Все пациенты имели низкий общий показатель здоровья.

Экспериментальные группы включали два варианта лечения: схема-терапия (n = 8) и mindfulness (n = 8). Обе группы получали восемь сеансов терапии по 90 минут один раз в неделю; их сравнивали с 8 пациентами контрольной группы.

Чтобы оценить дезадаптивные схемы пациентов с псориазом, использовали анкету Янга. Данные были проанализированы с помощью теста ковариационного анализа.

Полученные результаты

Наблюдалась значительная разница между группами, проходящими лечение на основе схема-терапии и mindfulness, и контрольной группой.

Также было отмечено существенное различие между группой схема-терапии на основе схемы и контрольной группой в выраженности схемы Покорности, схемы Зависимости/Неуспешности, схемы Покинутости, схемы Жестких стандартов, схемы Недостаточности самоконтроля после лечения.

Выявлена значимая разница между неадаптивными схемами в терапевтической группе mindfulness и контрольной группой. Наблюдалось значимое улучшение психопатологических симптомов в группе терапии mindfulness по сравнению с контрольной группой.

Выводы

Это исследование показало сходные положительные эффекты как схема-терапии, так и терапии, основанной на mindfulness, на неадаптивные схемы пациентов с псориазом с психопатологическими симптомами.

Введение

Псориаз — это заболевание, связанное с иммунной системой, которым страдает около 0,2% людей в обществе. Поражения кожи в 0,5−20% случаев сопровождаются артритом. Наиболее распространенной формой заболевания является обычный псориаз, который проявляется в виде кольцевых бляшек на разгибателях тела, таких как локти, нижняя часть талии и вокруг пупка [1]. Псориаз может длиться несколько лет, у некоторых пациентов он рецидивирует, а некоторые выздоравливают [2]. Он может быть настолько незначительно выраженным, что не диагностируется, или настолько серьезным, что покрывает большую часть поверхности тела [3]. Псориаз — распространенное кожное заболевание, которое чаще встречается на севере Ирана [4].

Псориаз не вызывает серьезных нарушений физических возможностей пациентов; однако имеет решающее влияние на их психологический статус [1]. Социальные и психологические проблемы пациента в основном возникают из-за физических проблем и негативно влияют на образ тела и самооценку; что ведет к ослаблению положения человека в семье и его / ее уверенности в себе. Такие проблемы постепенно приводят к апатии, а иногда и к депрессии. Наконец, пациент не может нормально продолжать свою жизнь, и это может усугубить психологические осложнения у этих пациентов [2].

Пациенты с псориазом имеют более высокий риск депрессии, тревожных расстройств и суицида [5]. С точки зрения когнитивистов, физические проблемы связаны с влиянием межличностных сложностей и представлениями о себе и других, что приводит к формированию схемы [6]. Некоторые из схем, особенно те, которые сформировались из-за тяжелых детских переживаний, могут быть основным фокусом расстройств личности, когнитивных проблем характера и многих расстройств оси I. Когда люди используют какую-либо схему, они считают ее правильной. Неэффективность схем проявляется тогда, когда схема человека закрепляется в его обычном стиле жизни и взаимодействиях с другими людьми, даже если он осознает неправильность модели поведения, он никогда не будет пытаться бороться со схемой или избегать ее, то есть принимает ее как правильную [7]. Первоначальные дезадаптивные схемы — это неэффективные механизмы, которые прямо или косвенно заканчиваются психологическим недугом [8].

Схемы, особенно те, которые в основном сформировались из-за неприятных переживаний в детстве, представляют собой глубоко укоренившиеся шаблоны или темы, состоящие из воспоминаний, волнений, познаний и телесных эмоций, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Они касаются себя и отношений с другими и совершенно неэффективны [7]. Первоначальная дезадаптивная схема — результат человеческой тяги к «когнитивной гармонизации». Хотя человек знает, что схема беспокоит его/ее, ему/ей это удобно и привычно, и это понимание приводит его/ее к выводу, что его/ее схема верна. Результатом такого развития является то, что схема влияет на обработку последующего опыта. Схема играет фундаментальную роль в восприятии, эмоциях, поведении и общении пациента с другими и неизбежным и противоречивым образом переносит взрослую жизнь в неприятное состояние детства, что часто причиняет боль пациенту [9].

За счёт когнитивных искажений человек прежде всего учитывает данные, согласующиеся со схемой, и игнорирует или не оценивает те, которые противоречат схеме. Эмоционально человек может блокировать возбуждение, связанное со схемой; как только эмоция заблокирована, схема не достигает сознания. Таким образом, нельзя предпринять эффективных шагов, чтобы изменить или улучшить ситуацию [10]. В поведении человек неосознанно выбирает саморазрушающие паттерны выбор и остается в отношениях и ситуациях, которые управляются схемой и продолжают ее, и избегает установления отношений, меняющих схему. В межличностном общении пациенты общаются с другими таким образом, чтобы стимулировать их отрицательные реакции, тем самым укрепляя свою собственную схему [11].

Схема-терапия — это важный метод лечения, снижающий эмоциональные реакции и симптомы, а также повышающий качество жизни пациента (QoL). Другой метод лечения — mindfulness, который был развит в других терапевтических практиках [12]. С использованием когнитивной терапии, основанной на осознанности (MBCT), были разработаны методики снижения стресса на основе mindfulness, а для хронических болей были предложены упражнения для развития осознанности, такие как осознавание тела, медитация во время ходьбы, комплекс упражнений йоги и осознавание повседневной жизни, участникам также были предложены практики осознанного выполнения работы. Были разработаны важные шаги в борьбе со стрессом с помощью упражнений, лекций, обучающих видеокассет и семинаров [10].

Были рассмотрены различные механизмы для определения того, как навыки mindfulness могут уменьшить симптомы и изменить поведение. Эти механизмы включают воздействие, когнитивные изменения, саморегуляцию, расслабление тела и принятие. Групповое обучение MBCT, сопровождаемое навыками концентрации на 10 занятиях во второй половине беременности, оказало влияние на стресс, боль, страх и беспокойство беременных женщин, вызванное беременностью, что привело к положительным эмоциям [12,13]. Исследователи показали, что пациенты с псориазом, которые прошли ультрафиолетовую терапию и одновременно интервенции на основе осознанности, испытали снижение стресса и ускоренное заживление ран. Психологическое и физическое лечение псориаза взаимно дополняют друг друга. Поскольку негативные психологические аспекты псориаза имеют прямое влияние на психическое здоровье пациента [1].

Более того, это потенциально влияет на восприятие болезни, и психологический статус влияет на мотивацию в процессе лечения и настрой на выздоровление, а также на направление лечения; с другой стороны, контроль или улучшение симптомов псориаза играет решающую роль в улучшении качества жизни пациентов и их психического благополучия [14]. Однако не комплексное лечение псориаза, такое как местное лечение, световая терапия, системные и биологические препараты и другие дополнительные методы лечения, просто предотвращает рецидив заболевания, и до сих пор им не удавалось обеспечить выздоровление [14]. Несколько исследований доказали, что терапия, основанная на mindfulness, положительно влияет на гипертонию, стресс, беспокойство беременных, качество жизни, хронические боли в скелете, физические симптомы у пациентов с синдромом раздраженного кишечника и депрессию у пациентов с рассеянным склерозом [15,19]. Кроме того, эти исследования доказали, что терапия, основанная на схемах, направленная на коррекцию ранних дезадаптивных схем положительно влияет на социальную тревогу и широко распространенное тревожное расстройство у женщин [16,17,18,19]. Недавнее исследование показало, что пациенты с псориазом, которые получали mindfulness в качестве дополнения к своей обычной терапии, испытали значительное улучшение как тяжести течения псориаза, так и качества жизни [20].

Данное исследование было направлено на сравнение влияния схема-терапии и терапии, основанной на mindfulness, на неадаптивные схемы у пациентов с псориазом с психопатологическими симптомами. Новшеством этого исследования является эффективность схема-терапии неадаптивных схем при хронических заболеваниях. Поскольку нет информации о выраженности расстройств личности у пациентов с псориазом, относящихся к классу хронических заболеваний, эта концепция требует дальнейших исследований.

Материалы и методы

Схема выборки и дизайн исследования:

Рис. 1: Шаблон диаграммы выборки, показывающий поток участников на каждом этапе рандомизированного исследования

Пациенты

Подход к этому исследованию был полуэкспериментальным с последующими и предварительными тестами. Статистику составили все пациенты с псориазом (n = 24, 11 мужчин, 13 женщин, возраст от 20 до 50 лет), которые обращались в клинику дерматологии Исфахан Аль-Захра в Иране с февраля по сентябрь 2014 г.

Двадцать четыре пациента с низким общим состоянием здоровья и критериями наличия патологии были отобраны с использованием доступного метода выборки. Пациентам был поставлен диагноз псориаза в ходе клинического исследования и диагноза дерматолога. Впоследствии пациенты были разделены на три группы: проходящие схема-терапию (n = 8), терапию mindfulness (n = 8) и контрольную (n = 8).

Критерии включения были следующими: пациенты с псориазом согласно диагнозу дерматолога, у которых не выявлены психотические расстройства на основании клинического интервью и критериев диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), страдающие психическими расстройствами, на основе анкеты общего состояния здоровья (GHQ), отказ от приема психиатрических препаратов.

Критериями исключения также были: пациенты с физическими заболеваниями, стрессовые ситуации после несчастного случая в течение текущего месяца, употребление алкоголя и наркотиков.

Инструменты

1
Опросник общего состояния здоровья
Опросник общего состояния здоровья GHQ Голдберга содержал 28 вопросов и 4 второстепенных шкалы:
  • телесных признаков,
  • беспокойства,
  • социальной функции
  • симптомов депрессии,
которые давали представление об общем состояние здоровья человека в течение последнего месяца. В этой анкете был использован метод оценки Лайкерта.
Шкала Лайкерта

Это психометрическая шкала, обычно используемая в исследованиях с использованием опросников. Это наиболее широко используемый подход к масштабированию ответов в опросных исследованиях, так что этот термин часто используется в смысле шкалы оценок или, точнее, шкалы типа Лайкерта, хотя эти два понятия не являются синонимами. Наивысший балл тестирования по этому методу составил 84. Более низкий балл в этой анкете указывает на более высокий уровень общего состояния здоровья. 23 балла — это отсекающий балл. То есть, если экзаменующийся набрал 23 балла или больше, это будет считаться подозрительным.
В анкете Голдберга и Уильямса итоговый коэффициент для получения всей анкеты составляет 0,95. Анкета Уильямса, составляющая более длинную анкету о состоянии здоровья пациентов, предлагает психологам краткие, самостоятельные инструменты для оценки депрессии. Он включает критерии депрессии DSM-IV с другими ведущими значительными депрессивными симптомами в краткие инструменты самоотчета, которые обычно используются для скрининга и диагностики, а также для выбора и мониторинга лечения.
2
Опросник схем Янга
Укороченная версия опросника ранних дезадаптивных схем, состоящая из 75 пунктов, оценивает 15 исходных неадаптивных схем. Каждый вопрос был оценен по 6-бальной шкале. Если среднее значение каждого раздела превышало 25, эта схема считалась неэффективной.

Сообщается, что релевантность этой шкалы для всего теста составляет 0,96 и выше 0,80 для всех малых шкал. Релевантность этого опросника для иранского общества составляет 0,94 [21].

Общий план терапии mindfulness

Общий план терапии mindfulness был следующим: программа состояла из восьми 90-минутных сеансов, перед началом программы предполагалось провести брифинг.

Общий акцент программы был сделан на том, чтобы научиться направлять внимание на внутренний опыт и наблюдать, что происходит во время этого процесса, а затем применять те вещи, которые были достигнуты посредством выполнения практик осознанности, при решении реальных жизненных проблем.

Общий подход заключался в том, что каждое занятие начиналось с заполнения шкалы эмоций и выполнения дыхательного упражнения. После этого проводился краткий обзор предыдущей сессии и озвучивалась повестка текущей встречи. Затем были рассмотрены задания предыдущей сессии, затем выполнялись упражнения на осознанность и осуществлялась активность по теме сеанса. Далее следовали дыхательные упражнения и новое заполнение шкалы эмоций. В конце сессии раздавали материалы: сборник советов и учебных материалов, которые были подготовлены на сессиях. После чего шел обзор заданий.
Тренинги по mindfulness

  • Сессия 1: Знакомство с членами группы и их ожиданиями, выработка групповой политики, психообразование в отношении псориаза, практики осознанного поедания изюма и мониторинга тела.

  • Сессия 2: Практика осознания тела, 10 минут осознанного дыхания, практика мыслей и чувств (понимание того, что эмоции возникают из состояния и его интерпретации).

  • Сессия 3: Сидячая медитация с акцентом на осознание дыхания и тела, исследование приятных событий недели и телесных чувств, мыслей, эмоций и настроения, связанных с приятным событием.

  • Сессия 4: 5 минут осознанного видения или слушания, сидячая медитация с акцентом на дыхание, тело, звуки, мысли и осознание, основанное на безоценочности, 3 минуты отдыха (использование этого метода в сложных ситуациях), изучение неприятных переживаний и физических ощущений, мысли, чувства и характер связаны с этим опытом.

  • Сессия 5: Сидячая медитация с осознанием дыхания и тела, практика выявления привычных паттернов реакции и использование навыков внимательности для облегчения осознанности здесь и сейчас.

  • Сессия 6: Сидячая медитация с осознанием дыхания и тела, 3-х минутная практика отдыха, практика вспыльчивости, мысли и альтернативные точки зрения с акцентом на тот факт, что мысли не являются фактами, подготовка к концу периода.

  • Сессия 7: Сидячая медитация с осознанием дыхания, тела, звуков, мыслей и эмоций, 3-х минутная практика отдыха, исследование взаимосвязи между активностью и темпераментом.

  • Сессия 8: Практика проверки тела, обсуждение продолжения упражнений и проблем, препятствующих выполнению обязанностей. [22]

План лечения группы схема-терапии

План лечения второй экспериментальной группы (схема-терапия) предусматривал 8 еженедельных терапевтических сеансов, в которых на каждом сеансе пациенты получают схема-терапию индивидуально в течение 90 мин.

На первом сеансе пациентам были даны некоторые объяснения метода лечения и того, как он работает, и пациенты прошли клиническое интервью в соответствии с критериями DSM. После собеседования пациентам был дан тест по схемам Янга. В случае постановки диагноза пациента просили принять участие в семи индивидуальных сеансах, если он/она желает продолжить лечение.

На более поздних сессиях, с постановкой задач и обзором домашних заданий, пациента попросили описывать любые недостатки и выражать свое мнение во время лечения. С ним/ней провели беседу о возможном рецидиве состояния, и были даны некоторые рекомендации. Опросник Янга был предоставлен в качестве заключительного теста, и результат теста был объявлен пациенту. По окончании сеанса пациентов благодарили и объявляли об окончании встречи.

В этом исследовании проводились сеансы на основе метода схема-терапии, который был разработан Young et al. (2001). План терапевтического сеанса подробно описан в разделе «Схема-терапия» в Приложении 2. [23]
Содержание сеансов схема-терапии

  • Сессия 1: Объяснение пациенту модели схем и процесса формирования схем и копинговых стратегий простым и понятным языком, заполнение опросника, оценка проблем пациента.

  • Сессия 2: Формирование гипотез о схемах, их выявление и обозначение, определение стилей преодоления трудностей пациента (копинги), его настроения и темперамента, а также диагностические образы в воображении.

  • Сессия 3: Осмысление проблемы пациента в соответствии с подходом схема-терапии, структурирование всей информации, полученной на этапе оценки, исследование объективных свидетельств, подтверждающих или опровергающих схемы на основе фактов из прошлого и текущей жизни пациента.

  • Сессия 4: Выявление привязки фактов, подтверждающих схемы, к детскому опыту и дисфункциональным стилям воспитания, выявление взаимодействия между действием схемы и здоровым поведением, а также обучение пациента здоровым реакциям.

  • Сессия 5: Разработка карточек понимания схемы при столкновении с ситуацией, вызывающей действие схемы, написание формы регистрации схемы в повседневной жизни и при провокации запуска схемы.

  • Сессия 6: Обоснование использования экспериенциальных техник и реализации диалога в воображении, укрепление концепции «здорового взрослого» в сознании пациента, выявление неудовлетворенных эмоциональных потребностей и борьба со схемами.

  • Сессия 7: Создание возможности для пациента определить свои чувства к родителям и неудовлетворенным ими потребностям, помощь пациенту в контакте с заблокированными посредством травмирующих событий эмоциями и оказание поддержки пациенту, поиск новых способов общения, прекращение избегания, преодоление копинга гиперкомпенсации.

  • Сессия 8: Составление исчерпывающего списка проблемного поведения, определение приоритетов изменений и определение терапевтических целей, мысленная визуализация проблемных ситуаций и работа с наиболее проблемным поведением, практика здорового поведения посредством ролевых игр, анализ преимуществ и недостатков нездорового и здорового поведения и преодоление препятствий к изменению поведения [23].
Сеансы лечения проводились клиническим психологом, имеющим лицензию на работу по методам схема-терапии и mindfulness. Сеансы проходили под наблюдением группы, состоящей из супервизора и дерматолога, которые регулярно контролировали промежуточные параметры.

Статистический анализ

Статистический анализ проводился с помощью программного пакета «Статистический пакет для социальных наук» (SPSS-20), а для анализа данных использовалась описательная и логическая статистика. Для оценки гипотезы был использован тест ковариационного анализа. Контрольными переменными были предварительные баллы по описанным выше методам измерения и демографические переменные. Независимыми переменными были участие в группе с двумя интервенциями на трех уровнях (mindfulness и схема-терапия) или отсутствие интервенций. Зависимыми переменными были баллы по результатам тестирования Янга и общее состояние здоровья пациентов с псориазом.

Одной из гипотез применения параметрических тестов является предположение о нормальности распределения баллов выборочной группы или групп в сообществе. По умолчанию предполагается, что распределение баллов находится в нормальном диапазоне в выборке с использованием критерия Z-статистики Колмогорова — Смирнова. Этот тест показал, что значение P было> 0,05, и, соответственно, разница между нормальным распределением и распределением переменных была незначительной. Таким образом, распределение переменной было нормальным. Сначала презумпция нормальности распределения баллов оценивалась с помощью теста Колмогорова — Смирнова. Статистический критерий Левена — это статистический вывод, используемый для оценки равенства дисперсий для переменной, рассчитанной для двух или более групп. Таким образом, может быть выявлен правильный статистический путь (параметрический или непараметрический, который определяет тип теста с использованием критерия Колмогорова — Смирнова-З). Последний тест делает то же самое. Значения Р ≤ 0,05 считались значимыми. Дисперсия двух групп была равной и незначительной.

Этические ограничения

Это исследование было проведено в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации 1975 года, что отражено в предварительном одобрении институтского Комитета по исследованию на людях. Соответственно, код 493 032 был получен от этического комитета Исфаханского университета медицинских наук. Участники были защищены от любых возможных физических и психических опасностей. Кроме того, участники предоставили письменные формы информированного согласия после объяснения целей и протокола исследования.

Результаты

Демографические характеристики групп: средний возраст ± стандартное отклонение (SD) для пациентов с псориазом, получавших терапию на основе схема-терапии и mindfulness, составлял 37,25 ± 3,06 и 35,75 ± 3,26 соответственно. Кроме того, для пациентов, которые не подвергались никакому вмешательству (контроль), было получено среднее значение ± стандартное отклонение 31,25 ± 3,5 (Таблица 1).

Для контроля результатов предварительного тестирования и предполагаемых демографических переменных было рассмотрено применение ковариационного анализа. Таблицы 2 и 3 показывают результаты анализа зависимости переменных (ковариации) предварительных баллов по схемам психического здоровья и схемы неуспешности среди пациентов с псориазом (P ≤ 0,05).

Результаты выявили существенное различие между группами, получавшими воздействие с помощью схема-терапии и mindfulness с контрольной группой в части схем покорности, зависимости /неуспешности, самопожертвования; в отношении схемы жестких стандартов, схемы недостаточности самоконтроля и в части общего состояния здоровья отмечена значимая разница с контрольной группой (P ≤ 0,05), но для схемы дефективности разница между тремя группами была незначительной (Таблица 2).

Результаты попарного сравнения многомерного анализа линейных зависимостей продемонстрировали отсутствие разницы между выраженностью дезадаптивных схем и общим состоянием здоровья группы схема-терапии и группы терапии mindfulness. При этом, разница в баллах между группой схема-терапии и контрольной группой была значительной. Кроме того, разница в оценках между группой терапии осознанности и контрольной группой была также значимой (Таблица 4, P ≤ 0,05).

Таблицы 1 и 2

Таблицы 3 и 4

Обсуждение

Это исследование было направлено на изучение эффектов схема-терапии и терапии mindfulness на выраженность дезадаптивных схем у пациентов с псориазом и психопатологическими симптомами. Закономерно, что, по сравнению с предварительным тестом, контрольное тестирование выявило итоговое различие между тремя группами (схема-терапия, mindfulness и контрольные группы). Полученные данные предполагают, что между способами лечения схема-терапией и терапией осознанности была незначительная разница, и эффективность обоих была очевидна в улучшении когнитивной схемы пациентов с псориазом.

Кроме того, схема-терапия и mindfulness повлияли на неадаптивные схемы пациентов, отличные от схемы дефективности, и на общее состояния здоровья. Насколько нам известно, пока не существует аналогичного исследования эффективности схема-терапии, хотя результаты этой работы по некоторым параметрам согласуются с выводами Kameli et al. (2011), Bardack et al. (2014) Lisa и др., (2013) и Khorshid Zadeh и др. (2011), которые обнаружили, что практики осознанности в рамках когнитивной терапии способствовали снижению стресса, боли и страха, увеличению положительных эмоций и улучшению ранних дезадаптивных схем [24,13,25,19].

У пациентов с псориазом возникают поведенческие сложности в рамках дезадаптивных схем, которые формируются в детстве [4]. Эти крайне неэффективные схемы остаются стабильными в течении жизни и вызывают предвзятость в интерпретации событий, проявляются как недопонимание, искаженное отношение, неправильные предположения, нереалистичные цели и ожидания и влияют на будущее понимание и оценку жизни. Описывая людей с дезадаптивной схемой, мы должны сказать, что они думают, что люди всегда плохо обращаются с ними, а другие могут в любое время бросить и стыдиться их, или стремятся воспользоваться ими. У них также есть дезадаптивная схема дефективности, так что они думают, что они неполноценные, нежелательные, плохие, презираемые и бесполезные люди, или что другие считают их ненавистными и нежелательными людьми. Люди с этой схемой слишком чувствительны к критике, отторжению, обвинению и неправильным сравнениям других людей. [26]

Люди с дезадаптивной схемой эмоциональной депривации и социальной изоляции думают, что желания и потребности в эмоциональной поддержке со стороны других не будут удовлетворены в достаточной степени, вероятность нежелательных межличностных отношений очень высока, и им следует отказаться от отношений. Поскольку они отличаются от других и не принадлежат определенному человеку, они исключают себя из семьи. Они считают, что не могут продолжать жить или быть счастливыми без поддержки других [27].

Из-за радикального подавления действий, эмоций и спонтанного общения, чтобы избежать отвержения со стороны других, у них наблюдается подавление гнева, выражение позитивного импульса и уязвимости, а также чувство стыда. Эти люди делают чрезмерный упор на рациональность и игнорируют эмоции и чувства. У них неадаптивная схема послушания (покорности), так что они чувствуют себя вынужденными чрезмерно передать свой контроль другому человеку, что часто происходит во избежание гнева, отстранения или мести, и такое поведение приводит к своего рода отстранению пациентов и заставляет их отвергать их [28].

В целом, у пациентов со схемами неуспешности, привилегированности /грандиозности, неадекватного самоконтроля и самодисциплины, самопожертвования, поиска одобрения, жестких стандартов, пунитивности, возможность дезинтеграции и неудовлетворенность здоровьем увеличивается [29]. Из-за неправильного образа мышления, пациенты с кожными заболеваниями всегда могут вступить в новый период проблем психического здоровья, таких как тревога, депрессия и физические симптомы [4].

Mindfulness помогает людям избавиться от когнитивных процессов, которые делают их уязвимыми для периодов депрессии. Mindfulness пытается изменить сознание и создать новые отношения с мыслями вместо того, чтобы изменять их, чтобы уменьшить размышления; эта способность возникает путем воспитания двух важных навыков принятия внутренних переживаний (мыслей-эмоций и неприятных физических ощущений и отказа от избегания этих переживаний). Mindfulness учит пациентов избавиться от привычных умственных способностей и подготовить условия для изменений, направляя ресурсы обработки информации на такие цели внимания, как дыхание или ощущение момента [27].

Пациенты с псориазом обычно испытывают мысли, связанные с ощущением неполноценности. Осознанность побуждает пациентов принимать более активное участие в работе с эмоциональной болью и дистрессом, обращая внимание на свои переживания в манере, лишенной осуждения и в формате здесь и сейчас, и тем самым снижая уровень психологического дискомфорта. Это осознание может привести к улучшению эмоциональной обработки и возможностей борьбы с хроническими заболеваниями [28].
Кроме того, осознанное мышление нацелено на понимание бесполезности процессов руминаций и беспокойства и на слабость эмоционального регулирования, что способствует развитию положительных эмоций. Такое осознание предотвращает увеличение количества ошибочных мыслей или их разрастание и делает менее доступными ошибочные циклы обработки. Люди учатся видеть свои мысли и чувства без осуждения и смотреть на них как на простые мысленные события, которые приходят и уходят, вместо того чтобы рассматривать их как свою собственную часть или отражение каких-либо фактов [28]. Этот подход снижает уровень напряжения тела и мышц. Осознавая свои телесные ощущения, пациенты повышают осведомленность о физических изменениях, что в долгосрочной перспективе ведет к уменьшению физических симптомов, о которых они сообщают, и отвлечению внимания для осознания мыслей, эмоций и желаний [12].

В целом, мы можем сказать, что повышение внимания и осведомленности в отношении мыслей, эмоций и желанияй в mindfulness вызывает ощущение внутренней структурности, а адаптивное поведение приводит к положительным психологическим состояниям у людей и даже вызывает улучшение индивидуальной способности к личной и социальной деятельности и вызывает интерес к этому [29].

У пациентов с псориазом есть ментальные схемы, в которых недооценивается их способность справляться, распознавать активные внешние мысли и эмоции. На примере попыток избежать их или убежать от них можно показать, как правильно реагировать в этой ситуации, чтобы отключить реакции страха и поведение избегания. При использовании схема-терапевтического подхода нарушенные схемы будут улучшены, а скорость активации и сопутствующая эмоциональная напряженность будут снижены [11]. За улучшением схем последовал ряд поведенческих изменений, что привело к тому, что пациенты стали более здоровыми и стали правильно реагировать на раздражающие стимулы дезадаптивных схем, а их отношение к себе и своему окружению стало более позитивным [29].

Посредством когнитивной стратегии в схема-терапии пациенты создают здоровый голос в своем сознании, укрепляют свой здоровый образ мышления и выстраивают рациональную позицию в отношении дезадаптивной схемы. Эти стратегии помогают пациентам дистанцироваться от схем и оценить их правильность, в том числе за счет возбуждения эмоций, связанных с ранними дезадаптивными схемами, а также путем рескриптинга; пациентам будет оказана помощь для улучшения относительного удовлетворения детских переживаний и неудовлетворенных потребностей [26].

Ограничениями этого исследования были небольшой размер выборки, а также фокус исследования на населении города Исфахан в Иране. Отдельно хочется обозначить, что, помимо терапевтических вмешательств в парадигме схема-терапии и mindfulness, которые влияют на эмоции и осознавание, следует принимать во внимание другие методы лечения, такие как поведенческая терапия.

В заключение, это исследование показало сходные эффекты как схема-терапии, так и терапии mindfulness на неадаптивные схемы в улучшении психологических симптомов пациентов с псориазом. Мы также предполагаем, что из-за роли факторов географической и генетической предрасположенности в распространенности псориаза следует также изучить роль биологических и психологических переменных. Впоследствии исследование может быть проведено в других городах.

Библиография

1. Gupta MA, Gupta AK. Quality of life of psoriasis patients. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2000;14:241–2. [PubMed] [Google Scholar]

2. Henseler T. The genetics of psoriasis. J Am Acad Dermatol. 1997;37(2 Pt 3):S1–11. [PubMed] [Google Scholar]

3. Zaragoza V, Pérez A, Sánchez JL, Oliver V, Martínez L, Alegre V. Long-term safety and efficacy of etanercept in the treatment of psoriasis. Actas Dermosifiliogr. 2010;101:47–53. [PubMed] [Google Scholar]

4. Darjani A, Mohtasham-Amiri Z, Mohammad Amini K, Golchai J, Sadre-Eshkevari S, Alizade N. Skin disorders among elder patients in a referral center in Northern Iran (2011) Dermatol Res Pract 2013. 2013:193205. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

5. Kurd SK, Troxel AB, Crits-Christoph P, Gelfand JM. The risk of depression, anxiety, and suicidality in patients with psoriasis: A population-based cohort study. Arch Dermatol. 2010;146:891–5. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

6. Rush AJ. At the research front: Cognitive therapy for depression. Aust N Z J Psychiatry. 1979;13:13–6. [PubMed] [Google Scholar]

7. Young JE. Cognitive Therapy for Personality Disorders: A Schema-focused Approach (Rev ed) Practitioner’ Resource Series) (3rd Edition) 1999:Professional Resource Exchange in. [Google Scholar]

8. Turner HM, Rose KS, Cooper MJ. Parental bonding and eating disorder symptoms in adolescents: The meditating role of core beliefs. Eat Behav. 2005;6:113–8. [PubMed] [Google Scholar]

9. Lindeman S. Personality disorders can be treated by a schema focused approach. Duodecim. 2004;120:2889–96. [PubMed] [Google Scholar]

10. Hawke LD, Provencher MD, Parikh SV. Schema therapy for bipolar disorder: A conceptual model and future directions. J Affect Disord. 2013;148:118–22. [PubMed] [Google Scholar]

11. Teasdale JD, Segal Z, Williams JM. How does cognitive therapy prevent depressive relapse and why should attentional control (mindfulness) training help? Behav Res Ther. 1995;33:25–39. [PubMed] [Google Scholar]

12. Kabat-Zinn J, Hanh TN. Full Catastrophe Living: Using the Wisdom of Your Body and Mind to Face Stress, Pain, and Illness. by unified Buddhist. 2013 [Google Scholar]

13. Bardacke N, Duncan LG. Mindfulness-based childbirth and parenting: Cultivating inner resources for the transition to parenthood and beyond. Mindfulness-Based Treatment Approaches: Clinician's Guide to Evidence Base and Applications. London: Academic Press; 2014. p. 213. [Google Scholar]

14. Nanda A, Al-Fouzan AS, El-Kashlan M, Al-Sweih N, Al-Muzairai I. Salient features and HLA markers of childhood psoriasis in Kuwait. Clin Exp Dermatol. 2000:147–51. [PubMed] [Google Scholar]

15. Chen Y, Yang X, Wang L, Zhang X. A randomized controlled trial of the effects of brief mindfulness meditation on anxiety symptoms and systolic blood pressure in Chinese nursing students. Nurse Educ Today. 2013;33:1166–72. [PubMed] [Google Scholar]

16. Davoudi I, Nasimi N. The efficacy of mindfulness-based stress reduction on pain relief and the approach to encounter with devastating factors in women with chronic pains of muscular skeletal. New findings in Psychology. 2012;7:45–62. [Google Scholar]

17. Moghtadaei K. The efficacy of mindfulness based cognitive therapy group training on the physical symptoms of women with irritable bowel syndrome. J Behavioral Sci Res. 2012;10:698–708. [Google Scholar]

18. Bagheri H, Mirzaeayan B, MohammadGhani P, Omrani S. The efficacy of mindfulness-based cognitive therapy (MBCT) on the reduction of depression in patients with multiple sclerosis (MS) Thought and Behavior. 2012;6:75–82. [Google Scholar]

19. Khorshidzadeh MB, A. Sohrabei F. The effectiveness of schemetherapy on the reduction of early maladaptive schemes in women with social anxiety disorder. Culturecounseling and Psych J. 2011;2:1–34. [Google Scholar]

20. Fordham B, Griffiths CE, Bundy C. A pilot study examining mindfulness-based cognitive therapy in psoriasis. Psychol Health Med. 2015;20:121–7. [PubMed] [Google Scholar]

21. Oei TP, Baranoff J. Young schema questionnaire: Review of psychometric and measurement issues. Aust J Psychol. 2007;59:78–86. [Google Scholar]

22. Segal Z, Williams J, Teasdale J. Mindfulness-based Cognitive Therapy for Depression: A New Approach to Relapse Prevention. New York: Guilford; 2002. [Google Scholar]

23. Young JE, Weinberger AD, Beck AT. Cognitive therapy for depression. Clinical Handbook of Psychological Disorders: A Step-by-step Treatment Manual. Vol. 3 Guilford. 2014:264–308. [Google Scholar]

24. Kameli ZG, B. Aghamohamadian H. The effectiveness of Scheme -Focused Therapy On the adjustment of the basic incompatible scheme ongirls of irresponsible and un supervised. Clinical Psychology Research and Consulting J. 2011;1:83–98. [Google Scholar]

25. Lisa D, Hawke MDP, Sagar V. Schema therapy for bipolar disorder: A conceptual model and future directions. Journal of Affective Disorders. 2013;148:118–22. [PubMed] [Google Scholar]

26. Baer RA. Mindfulness training as a clinical intervention: A conceptual and empirical review. Clin Psychol. 2013;10:125–43. [Google Scholar]

27. Thimm JC. Personality and early maladaptive schemas: A five-factor model perspective. J Behav Ther Exp Psychiatry. 2010;41:373–80. [PubMed] [Google Scholar]

28. Van Vlierberghe L, Braet C, Bosmans G, Rosseel Y, Bögels S. Maladaptive schemas and psychopathology in adolescence: On the utility of Young's schema theory in youth. Cognit Ther Res. 2010;34:316–32. [Google Scholar]

29. Brown KW, Ryan RM. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being. J Pers Soc Psychol. 2003;84:822–48. [PubMed] [Google Scholar]
Важно:

Авторы статьи не использовали чью-либо финансовую поддержку и не прибегали к спонсорству. Также авторы отрицают какой-либо конфликт интересов.

© Статья является собственностью Института Схема-Терапии, Москва. Копирование и использование материалов возможно только с письменного согласия владельца.