Расстройство личности — возможно, один из наиболее стигматизирующих диагнозов (
Bonnington & Rose, 2014). Каждый из нас — личность, и наша личность зачастую занимает центральное место в нашем восприятии себя в этом мире. Услышать о том, что эта часть — практически само наше Я — «расстроена» или больна, может стигматизировать и потенциального серьезно навредить. Поэтому клиницист при постановке диагноза должен быть уверен, что потенциальная польза получения диагноза перевешивает возможный ущерб. В настоящий момент разработан ряд вариантов терапии для людей, сталкивающихся с проблемами, обычно ассоциированными с расстройством личности, в особенности с пограничным расстройством личности (
Storebø et al., 2020) — что приводит к изменению соотношения потенциальной пользы и риска в случае постановки диагноза. В связи с этим ставится под вопрос этичность отказа от постановки диагноза при наличии эффективной терапии — независимо от того, насколько стигматизирующим он считается.
То, как клиницисты концептуализируют расстройство личности, влияет на их дальнейшее обсуждение этого диагноза с клиентами и пациентами. Такие обсуждения дают реальную возможность для смягчения стигмы, особенно с учетом того что, согласно имеющимся данным, зачастую именно специалисты в области ментального здоровья придерживаются наиболее стигматизирующих взглядов (
Newton-Howes et al., 2008; Ring & Lawn, 2019). МКБ-10, как и DSM, имела в своей основе типологию, разработанную на основе клинической практики и не подкрепленную научными исследованиями — она, как пишут
Tyrer и Mulder (2022) уходит корнями еще к типологии Шнайдера. Каждый из десяти типов (или личностных расстройств) описывался внушительным перечнем симптомов, соответственно, постановка диагноза требовала от клинициста знакомства с длинным списком симптомов и их взаимосвязей. Зачастую один и тот же набор симптомов мог относиться одновременно к нескольким расстройствам. Такая комплексная система диагностики порождала определенные проблемы в использовании в странах с низким и средним доходом, где очень мало специалистов в области психиатрии, не говоря уже о клиницистах, специализирующихся на расстройствах личности. Эта внутренняя структура классификации приводила к двум значительным проблемам.
Во-первых, клиницисты редко выходили в своей диагностике за пределы трех диагностических категорий (эмоционально неустойчивое расстройство личности, антисоциальное расстройство личности и неуточненное расстройство личности), что делало остальные разделы классификации фактически избыточными и заставляло сомневаться в их целесообразности.
Во-вторых, зачастую пациенты соответствовали критериям более чем одного (иногда — ощутимо более одного) расстройства личности, что приводило к множественным «коморбидностям», скорее мнимым, чем реально существующим. Как следствие, многие люди оказывались нагружены стигматизирующими диагнозами, не приносящими реальной пользы. В попытке преодолеть эти существенные недостатки МКБ-11 кардинальным образом меняет подход к концептуализации расстройств личности. Новый подход рассматривает здоровую личность и расстройства личности лежащими на одном континууме, и хотя категориальная структура в МКБ-11 сохраняется, новый подход подразумевает, что за категориями стоит дименсиональность. Новая система также связывает фундаментальные исследования личности и диагностику личностных расстройств.
Кардинально меняя структуру диагностики личности, МКБ-11 открывает возможности для более сострадательного подхода к расстройствам личности в коммуникации между клиницистами и людьми, которые обращаются к ним за помощью. Для смягчения стигматизации клиницистам следует опираться в своих описаниях личности и личностных расстройств скорее на психологическое понимание процессов формирования личности, чем на терминологию психиатрических нозологий. Личность формируется в процессе взаимодействия врожденных свойств психики человека и его раннего детского опыта. Личностные характеристики имеют ярко выраженный наследственный компонент (
Vukasović & Bratko, 2015) и могут быть заметны уже в ранних особенностях темперамента, с высокой степенью стабильности проявляющихся на протяжении всей жизни (
Roberts & DelVecchio, 2000). Однако и ранняя травма может оказывать существенное влияние на развитие мозга. Эти факторы могут сделать ребенка более чувствительным или агрессивным, что может в дальнейшем стать источником неблагоприятного детского опыта, такого как инвалидация или наказания со стороны значимых взрослых, что может еще больше повлиять на нейробиологическое развитие ребенка. Личность и личностные расстройства развиваются в процессе взаимодействия биологии человека и окружающей его среды, и могут быть концептуализированы как наилучший найденный человеком способ функционировать и справляться со своим семейным и социальным окружением — с учетом имеющейся наследственности и раннего жизненного опыта. Концептуализация личностных дисфункций как выученных паттернов совладания, которые могли быть функциональны в контексте раннего опыта человека — и, возможно, продолжают быть таковыми в ряде обстоятельств — но стали проблемными для человека сейчас, создает поддерживающий и менее стигматизирующий контекст для обсуждения личности и личностных расстройств. Новая структура МКБ-11, тесно связанная с научными исследованиями личности, создает условия для такого дискурса с клиентами и пациентами. Исследование, проведенное среди медицинских работников и посвященное сравнению возможностей МКБ-10 и МКБ-11, показало, что новая структура проще и удобнее для планирования интервенций, взаимодействия с клиентами и всестороннего описания сложностей, с которыми сталкивается человек (
Hansen et al., 2019). Вопрос о том, ощущается ли новый дискурс менее стигматизирующим для самих клиентов, требует систематического исследования. Мы надеемся, что первые отчеты клиентов смогут подтвердить, что от клиницистов теперь требуется понимание внутренних трудностей личности и текущих паттернов поведения как адаптивных реакций на неблагоприятные обстоятельства (
Hackmann et al., 2019).