На начальном этапе групповых занятий эмоции определяются и разделяются с помощью цветных карточек (
Farrell & Shaw, 2012). Эми неохотно делилась личной информацией и обычно проявляла наибольшую активность, когда выступала в роли Здорового взрослого с другими пациентами. На этой сессии Эми рассказала, что пыталась преодолеть своего Избегающего Защитника, когда читала объявления о работе, но это вызывало у нее тревогу и печаль. Терапевты воспользовались этой возможностью, чтобы установить диалог режимов.
Эми: «Вчера я увидела объявление о работе, которую, как мне кажется, я могла бы получить. Наступила паника: Это то, с чем могут справиться обычные люди, но я не могу. Я ненормальная».
Терапевт: (Ставит фигурку Уязвимого Ребенка на один стул, а Карающего Критика — на другой. Она приглашает Эми сесть на стул Уязвимого ребенка) «Что говорит ваша уязвимая часть?»
Эми: «Я не смогу справиться с работой, с которой должна бы. Представьте себе, если бы я получила эту работу и встретила кого-то, с кем раньше училась — мне стыдно такое рассказывать.»
Терапевт: «Похоже, что ваша карающая часть выходит наружу; давайте послушаем, что он говорит?»
Эми: «Ты ничего не можешь сделать — ты бесполезна».
Терапевт: (заметив, что Эми расстроена, она направляет ее обратно в кресло Уязвимого Ребенка) «Должна сказать, что это были жесткие слова, что вы чувствуете?»
Эми: «Мне от них невероятно грустно и тревожно».
Терапевт: «Я понимаю!» (Терапевт поворачивается к пустому креслу критика и твердым голосом восклицает) «Я должен сказать вам, карающая часть, что Эми не заслуживает того, чтобы с ней так разговаривали. Вы — эхо из прошлого, когда Эми приходилось все делать самой, и все равно за это ее критиковали. В вашей критике больше нет необходимости».
Терапевт (к Эми): «Что вы чувствовали во время того, как я говорил с карающим режимом таким образом?»
Эми: «Теперь я чувствую себя еще более загнанной в ловушку — потому что я понимаю, о чем вы говорите — но пока я бездействую, ситуация не становится хуже».
Терапевт: «Это похоже на вашего Избегающего Защитника — пожалуйста, займите это кресло, что вы скажете?»
Эми: «Если я остаюсь спокойной и бездеятельной, я ничем не рискую, а это то, что мне нужно. Так почему бы именно так и не делать: избегать, избегать, избегать».
Терапевт: «Эти слова что-то активируют? Есть ли внутри что-то еще?»
Эми: (садится в кресло Критика) «Заткнись — ты не можешь продолжать так поступать. Возьми себя в руки. Неужели ты хочешь быть человеком, который до конца жизни прячет голову в песок? Люди будут осуждать тебя за это. Не надо постоянно притворяться, что ты можешь делать то и это — в какой-то момент они поймут, что ты просто притворяешься». (Эми начинает плакать, и ее усаживают в кресло Уязвимого ребенка).
Терапевт: (Мягким голосом, нежно поглаживая плечо Эми) «Вы расстроены. Карающий режим, несомненно, включается, сильно бичуя вас и заставляя чувствовать, что вы ничего не стоите».
Эми: «Да, потому что я чувствую, что должна просто взять и решиться подать заявку на работу, а не быть такой слабой и уязвимой».
Терапевт: «Могу я сказать еще несколько слов режиму Карающего Критика?» (Эми кивает).
Терапевт: (Обращается к режиму, в то время как Эми все еще сидит в кресле Уязвимого Ребенка) «Это нормально, что она уязвима. Ведь в ее жизни просто не было места для уязвимого состояния. Было только место для Эми, сильной и способной. Поэтому легко понять, почему она сейчас уязвима; однако это не делает ее менее сильным человеком — совсем наоборот».
Терапевт: (Заметив, что Эми отвлеклась). «Что происходит?»
Эми: «Я размышляю — может быть, я нахожусь в режиме Здорового Взрослого (направляется к стулу): Если я соглашусь на эту работу и буду бороться со своим Избегающим Защитником, то у меня возникают сомнения, смогу ли я с ней справиться, потому что это работа на полный рабочий день, а это не будет для меня полезно».
Терапевт: «Итак, Уязвимая часть боится. Что, по мнению Здорового Взрослого, нужно уязвимой Эми?»
Эми: «С одной стороны, потребность в отдыхе и в том, чтобы ее принимали; с другой стороны, возможно, это говорит мой Избегающий Защитник. Возможно, другие люди просто с головой погружаются в процесс и смотрят, смогут ли они его выдержать. Я понимаю, что мне действительно нужно разобраться, могут ли другие быть готовы принять мою уязвимую часть. Обычно я не позволяю людям видеть это».
Терапевт просит участников группы написать на листочке послание для Эми от Здорового Взрослого. Например, один из участников написал: «Спасибо, что сегодня ты открыла нам больше себя — ты мне нравишься». Для Эми это было доказательством того, что ее приняли, когда она отказалась от своей «ложной» саморепрезентации.
Группа всегда принимает активное участие в упражнениях с режимами, часто выступая в роли Здоровых Взрослых или других режимов. Члены группы отмечают, что получают много пользы, наблюдая за диалогами других. Викарное научение особенно полезно для пациентов с тревогой и избеганием (Farrell & Shaw, 2012).
Важным шагом в устранении Критиков является понимание пациентами того, что это не их собственный голос. Для достижения экстернализации была предложена экспериентальная интервенция: Группу попросили нарисовать на большом листе бумаги общую визуализацию Карающего или Требовательного Критика и написать на рисунке цитаты этого режима. Рисунок повесили, и группа встала перед ним полукругом. Они помогали друг другу произносить здоровые послания изображенному режиму: Сара сказала карающему режиму Эми: «То, что ты говоришь Эми, очень неправильно. Мне наплевать, есть ли у нее та или иная работа или вообще ничего нет. Это просто неважно. Она мне нравится!» Остальные члены группы кивнули, а Эми заметно растрогалась.
Затем участникам было дано письменное домашнее задание выявить высказывания своего Критика и написать ответ Здорового Взрослого, который бы отвечал их текущим потребностям.