Начнем с рабочего определения режимов, вдохновленного различными клиническими моделями. Как было указано в нашей недавней работе (
Lazarus et al., 2020), режимы представляют собой опознаваемые части — устойчивые сочетания аффектов, поведения, когниций и устремлений (
т.н. ABCDs; Revelle, 2007), которые имеют тенденцию к совместной активации осмысленным и оправданным образом на определенный промежуток времени. Их можно концептуализировать как внутри-индивидуальные, ограниченные во времени латентные классы, или профили (
Collins & Lanza, 2010), состоящие из уникального сочетания переменных (
Fisher & Bosley, 2020).
Важно отметить, что каждый режим «ощущается по-своему» — то есть, имеет собственную феноменологическую окраску, являясь не просто набором различных объективно определяемых составляющих. В этом смысле они значительно отличаются от того, что ряд недавних исследований психологии личности (например,
Fleeson, 2001; Jayawickreme et al., 2019) определяет как «личностные состояния» — кратковременные проявления личностных черт, плотность распределения которых составляет описательную часть сложившихся личностных свойств (например, черт «Большой пятерки»). Понятие режима ближе к другим недавним концептуализациям (например,
Dunlop, 2015; Geukes et al., 2017; Herz et al., 2020; Revelle & Condon, 2015), согласно которым, существуют проявления личности в виде состояний, которые выходят за рамки широких черт, и включают в себя сиюминутные цели, оценки, аффекты, субъективный опыт и поведение.
Прежде чем остановиться на этом определении подробнее, мы хотим привести две краткие иллюстрации концептуализации личности, страдающей психопатологией, на основе режимов. Возьмем для примера пациента с поставленным диагнозом пограничного расстройства личности, который часто начинает межличностные взаимодействия в отстраненном режиме, но затем может перейти в состояние гнева (или даже ярости), если почувствует, что его отвергают. За этим могут последовать быстрые колебания между уязвимым режимом (с сильными переживаниями стыда или вины) и голосом самокритики/самонаказания. В конце концов, клиент чаще всего возвращается к режиму покорности или отстранения. В качестве второго примера рассмотрим структуру режимов пациентки, злоупотребляющей психоактивными веществами. В режиме отстранения она может употреблять наркотики или алкоголь с целью самоуспокоения или самолечения; этот режим может возникать после кратковременной, но интенсивной активации режима, связанного с сильным стрессом (это, в частности, режимы уязвимости и дефективности), который в свою очередь возникает в ответ на режим самокритики или завышенных требований.
Как показывают эти примеры, режимы помогают отразить дискретные состояния, типичные для конкретного человека. Составляющие этих режимов (аффекты, поведение, когниции и мотивации) — это доступные наблюдению и отчету индикаторы латентных переменных (например, в режиме дистресса описанная выше клиентка обычно оценивает себя как слабую, испытывает стыд и вину, и стремится избежать этих чувств; в режиме самокритики она испытывает к себе презрение, считает себя отвратительной и наказывает). Этот подход, ориентированный на
уникальные составляющие каждого режима, позволяет использовать ковариационные методы. (такие, как факторный анализ или сетевое моделирование). В то же время, режимы могут отличаться друг от друга
в глобальном смысле, что более применимо для измерения меж-индивидуальных различий [т.е. различий между индивидами —
прим.пер.], но применимо и для внутри-индивидуальных [т.е. колебаний режимов у одного человека —
прим.пер.] Например, можно предположить, что режим самокритики
у всех людей будет связан с повышенной субъектностью и доминированием, низкой мотивацией избегания, высокими показателями совестливости и низкими — покладистости; для режима дистресса будут особенно характерны высокая мотивация избегания и низкая субъектность. Такой подход позволяет анализировать режимы с позиции латентных классов/профилей (т.е. использовать латентные профильные модели).
Модели, основанные на режимах, имеют целью уловить
отдельные гештальты опыта, в которые раз за разом попадают люди — но, кроме того, смотрят на уникальные
последовательности этих режимов во времени. Такие последовательности эффективно описываются при помощи теории динамических систем (например,
Hayes & Andrews, 2020), в которой режимы рассматриваются как
состояния-аттракторы — устойчивые положения, к которым тяготеет сложная система. Аттракторы возникают на основе более простых взаимосвязанных аффективных, поведенческих, когнитивных и мотивационных составляющих, которые самоорганизуются в паттерны более высокого порядка. «Система» любого человека, скорее всего, включает в себя несколько аттракторов; ее адаптивность будет зависеть от ее способности гибко переходить от одного состояния-аттрактора к другому, сохраняя при этом структурную целостность.
Различия между режимами могут варьироваться как между людьми, так и внутри одного индивида. У разных людей система режимов может варьироваться от хорошо интегрированной до сильно диссоциированной. Люди с высоко интегрированными режимами имеют отчетливое чувство собственной целостности, ощущая сильную взаимосвязь своих режимов. Поэтому любые колебания, которые они показывают или испытывают, скорее всего будут сравнительно слабыми. Напротив, сильная диссоциация характерна для (вызывающего некоторые споры) диссоциативного расстройства идентичности (ДРИ), которому свойственны чередования режимов, резкие и драматические скачки между ними и ограниченное осознавание одних режимов изнутри других (также известное как межличностная амнезия; для обзора см.
Kihlstrom & Schacter, 2000; Spiegel et al., 2013).
Большинство людей находятся где-то между этими полюсами — их режимы вряд ли рассогласованы до степени амнезии, но и о сингулярности, или полной интеграции, говорить нельзя. Сожалея о некоем поведении или неудачном высказывании, многие могут сказать нечто вроде «это была словно другая часть меня» или даже «я был как не в себе» — прекрасно понимая, что на самом деле именно они, будучи в своем теле, говорили или действовали таким образом. Так выглядят обыкновенные, более тонкие, но все же достаточно заметные колебания в личности человека — а именно, в его чувстве Я (Blatt, 2008), восприятии и интерпретации действительности (
Roche et al., 2013), доступе к воспоминаниям (
Prebble et al., 2013) и выбранном поведении.
Важно отметить, что степень согласованности режимов у одного человека со временем может меняться. Внезапные и значимые события могут временно вызвать у человека условно диссоциированное состояние. И наоборот, различные адаптивные процессы (включая взросление, здоровые отношения или психотерапию; например,
Levy et al., 2006) могут способствовать лучшей интеграции и меньшей фрагментации режимов индивида.
Наряду со степенью интегрированности режимов, есть два других фундаментальных вопроса — об их количестве и конкретных идентичностях. Углубляясь в эту тему (хотя и используя понятие «частей Я», а не режимов),
А. Бандура (1999) формулирует следующий вопрос: «…как только мы начинаем делить Я на части, на каком моменте нам следует остановиться? […] Как человек решает, что Я-частей стало достаточно?»
Справедливым ответом на вопрос о том, где остановиться и как разграничить режимы (или «Я») будет «пока мы этого не знаем». Но, если мы считаем клинические аргументы (т.е. существование множественных режимов) убедительными, то для начала нам следует остановиться на чем-то одном — а затем двигаться, расширяя или сужая фокус. В конечном счете, ответом послужит оптимальный баланс между разнообразием и упрощением. Как мы продемонстрируем далее, этот баланс может быть установлен по-разному, в зависимости от выборки (например, среди лиц с различными расстройствами), времени и цели анализа. Кроме того, ответ может разниться от одного человека к другому. Мы рассматриваем этот вопрос подробнее в Разделе I дополнительных материалов.