ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих

Сертификация ISST

Как стать сертифицированным схема-терапевтом

Международная сертификация по схема-терапии даёт признание в международной ассоциации схема-терапевтов ISST (International Society of Schema Therapy) и подтверждает высокий стандарт подготовки вас как специалиста. Это даёт возможность разместить информацию о себе в базе терапевтов ISST. А также развиваться в этом направлении дальше и становиться сертифицированным супервизором, тренером и так далее.

Александра Владимирона Ялтонская и Павел Моисеевич Касьянник отвечают на основные вопросы о сертификации ISST
Что нужно для получения сертификации: список основных критериев и требований к образованию, практике и супервизиям
Список необходимых для сертификации документов и шаблоны самих документов, переведенные на русский язык

Особенности международной сертификации

В этом видео Александра Владимировна Ялтонская и Павел Моисеевич Касьянник отвечают на основные вопросы о сертификации ISST и особенностях ее получения

2 уровня сертификации: в чем разница?

1

Стандартный уровень

Специалисты этого уровня могут практиковать схема-терапию, принимать участие в исследованиях, проводить тренинги и осуществлять супервизии для других терапевтов на базовом уровне только под наблюдением тренера-супервизора продвинутого уровня в рамках утвержденной программы обучения. Они не могут проводить тренинги, разбирать сессии или предлагать супервизии самостоятельно для сложных кейсов.
2
Продвинутый уровень
Специалисты этого уровня могут осуществлять терапию всех пациентов, принимать участие в исследованиях, участвовать в аккредитованных учебных программах в качестве супервизора/тренера, оценивая других, организовывать обучающие программы после трехлетней практики в качестве сертифицированных схема-терапевтов.
Примечание: каждая страна может принять решение, какой из этих двух уровней обучения она хочет предложить (включая другие курсы вне сертификации).

Что нужно для получения сертификации?

Минимальные требования, которым должен удовлетворять соискатель для каждого из уровней сертификации:
1.Базовые критерии
  • Академическая подготовка: необходимо иметь степень специалиста или бакалавра + магистра в области психологии, клинической психологии, социальной работе или в лицензируемом консультировании; или медицинскую степень c ординатурой по психотерапии (или эквивалентом ординатуры, если в вашей стране другие условия - подробнее для России).

  • Лицензия или аттестация для практики: в тех странах, где производится аттестация и лицензирование специалистов, соискатель должен быть аттестован или лицензирован правительственными органами или профессиональными организациями, обладающими соответствующими полномочиями. Если соответствующих контролирующих организаций в стране не существует, то должны быть выполнены стандарты одной из национальных или международных профессиональных психотерапевтических организаций.

Если вы относитесь к другой группе, которая лицензирована и аттестована для осуществления психотерапевтической практики в вашей стране, пожалуйста, предоставьте эту информацию с материалами по вашей академической квалификации, эти данные будут рассматриваться для подачи заявки на сертификацию.
2.Обучение схема-терапии
Для обоих уровней сертификации необходимо пройти обучение схема-терапии, удовлетворяющее критериям качества ISST: не менее 25 учебных часов и минимум 15 часов ролевого проигрывания в парах под наблюдением тренера/супервизора.

Подробнее о требованиях к обучению
3.Супервизия
Для стандартного уровня: 20 супервизий (50—60 минут каждая — личные или конвертированные групповые минуты).

Для продвинутого уровня: 40 супервизий (50—60 минут каждая — личные или конвертированные групповые минуты).

Длительность супервизии — не менее 1 года для каждого из уровней. Также настоятельно рекомендуется коллегиальная супервизия.

Подробнее о требованиях к супервизиям и конвертации групповых минут в индивидуальные
4.Саморефлексия как часть супервизии по кейсу
  • Для стандартного уровня: настоятельно рекомендуется 3 сессии из 20 посвятить саморефлексии и работе с собственными схемами и режимами.
  • Для продвинутого уровня: настоятельно рекомендуется 6 сессий из 40 посвятить саморефлексии и работе с собственными схемами и режимами.
5.Практика
  • Для стандартного уровня: минимум 80 сессий с пациентами (каждая из которых не менее 45 минут).
  • Для продвинутого уровня: минимум 160 сессий с пациентами (каждая из которых не менее 45 минут).
6.Представление терапевтических кейсов в схема-терапии
  • Для стандартного уровня: минимум 2 кейса, не менее 25 терапевтических часов каждый. Из них хотя бы один пациент с расстройством личности или значительно выраженными признаками расстройства личности и остальные, подходящие для работы в рамках схема-терапии.
  • Для продвинутого уровня: минимум 4 кейса, не менее 25 терапевтических часов каждый. Из них минимум один пациент с расстройством личности или значительно выраженными признаками расстройства личности и остальные, подходящие для работы в рамках схема-терапии. Соискатели должны продемонстрировать компетенцию в работе с копинговыми режимами: избегание, капитулирование и гиперкомпенсация.
Подробнее о кейсах
7.Профессиональная оценка пациента в сессии
  • Для стандартного уровня: 1 сессия с минимальным баллом 4.0 по шкале STCRS и 2 формы концептуализации. Кандидат должен иметь индивидуальный рейтинг не менее 4.0 баллов по пунктам 6-9 шкалы STCRS.
  • Для продвинутого уровня: 2 сессии с минимальным баллом 4.5 по шкале STCRS и 2 формы концептуализации. Кандидат должен иметь индивидуальный рейтинг не менее 4.0 баллов по пунктам 6-9 шкалы STCRS.
Подробнее об оценке

Документы для сертификации

Это шаблоны необходимых для сертификации документов. Подробности, формы на английском языке и последние обновления можно отслеживать на сайте ISST

Важно! Заявление и документы в ISST подаются на английском языке региональному координатору.

Подробнее о критериях и требованиях

Базовые критерии
Программа обучения
Супервизии
Клиентские кейсы

Академическая подготовка — региональные особенности

Российским участникам для сертификации ISST необходимо базовое психологическое образование, удовлетворяющее хотя бы одному из условий:
  • Специалитет по психологии;
  • Бакалавриат по психологии + магистратура по психологии;
  • Или бакалавриат, или магистратура по психологии + 500 часов переподготовки в области консультативной психологии/психотерапии (возможно отдельными семинарами);
  • Врач-психотерапевт;
  • Врач-психиатр + 500 часов переподготовки в области консультативной психологии/психотерапии (возможно отдельными семинарами);
  • Специалитет или магистратура любого другого направления (в т.ч. врачи) + 1000 часов переподготовки в области консультативной психологии/психотерапии (предпочтительно по профилю «клиническая психология»).

Сертификационная учебная программа подготовки схема-терапевтов

Только участие в утвержденных семинарах и тренингах в рамках аккредитованной учебной программы подготовки сертифицированных специалистов может являться основанием для сертификации.

Все остальные тренинги по схема-терапии, даже если они проводятся аттестованными ISST тренерами, не учитываются при сертификации ISST.

Семинары по схема-терапии, организуемые аттестованными ISST тренерами вне сертификационной программы обучения, могут являться частью непрерывного образования,
что является необходимым с недавнего времени условием в рамках непрерывного образования для поддержания статуса схема-терапевта.

В настоящее время существует три способа удовлетворения требований для сертификации ISST:
  1. Вы можете пройти аккредитованную международную программу обучения ISST по схема-терапии в полном объеме. В этом случае организаторы обеспечивают наличие всех обязательных частей Сертификационной программы ISST.
  2. Организуйте свою собственную независимую программу обучения. При этом варианте вам нужно будет тщательно комбинировать тренинги из различных аккредитованных ISST программ Сертификации для удовлетворения всех требований учебного плана программы Сертификации ISST. Кроме того, вам нужно будет представить конкретные сертификаты учебных модулей этих тренингов. В некоторых странах, например, в Германии, это может быть сделано довольно легко в качестве общей учебной программы и планов семинаров, которые были использованы. В других странах это может быть несколько сложнее. Вы отвечаете за то, чтобы в рамках независимого обучения предоставить все необходимые сертификаты и направить их сканы Координатору ISST Тренингов и Сертификации.
  3. Для независимых программ обучения только семинары, проводимые сертифицированными тренерами, участвующими в аккредитованных учебных программах ISST или приглашенными для обеспечения конкретного модуля по плану сертификации по ISST, могут быть включены в счет 25 часов, необходимых для сертификации. Кроме того, они должны предоставить вам форму сертификата модуля, в которой представлен учебный план и количество слушателей. Этот сертификат также должен иметь подписи сертифицированнного тренера и руководителя аккредитованной сертификационной программы, которая спонсирует тренинг.
1
Учебный план для 25 обязательных учебных часов
1. Общие принципы и концептуализация случая
1.1 Теория схема-терапии и концептуализация

  • Схемы, стили копингов и режимы: определения и отличия
  • Оценка: включая диагностическое интервью, работа с воображением и использование опросников
  • Психо-образование относительно эмоциональных потребностей и прав детей
  • Факторы темперамента

1.2 Формулировка терапии и концептуализация кейса

  • Прояснение целей и потребностей в терминах схема-терапии
  • Концептуализация кейса в терминах схема-терапии
2. Терапевтические отношения
  • Ограниченное родительство
  • Эмпатическая конфронтация
  • Установление границ
  • Схемы терапевта: устранение препятствий в лечении, когда активируются схемы терапевта с определенными типами пациентов
  • Надлежащее использование самораскрытия
3. Техники схема-терапии
3.1 Когнитивные

  • Дневники
  • Карточки
3.2 Экспериенциальные техники (работа с воображением)

  • Работа с воображением и рескриптинг
  • Связывание схем/режимов с ранним детским опытом
  • Ограниченное родительство в отношении детских режимов, особенно Уязвимого и Сердитого ребенка
3.3 Экспериенциальные техники II (например, диалог режимов на стульях и ролевые игры)

  • Диалоги в рамках схема-терапии со схемами и режимами
  • Эмпатическая конфронтация и установление ограничений для Карающего и Критикующего родительского режимов
  • Ролевые игры
3.4 Домашние задания и стратегии поведенческих изменений
4. Специфическая терапия для различных групп пациентов
4.1 Особенности работы схема-терапии с расстройствами личности:

  • Пограничное расстройство личности (ПРЛ)
  • Нарциссическое расстройство личности
  • Кластер С
  • Другие расстройства личности
  • Другие расстройства личности по мере того, как данные исследований, подтверждают эффективность схема-терапии для их лечения
4.2 Схема-терапия для пар (факультативно, поскольку существует отдельный сертификат для схематерапии пар)
4.3 Схема-терапия для групп (факультативно, поскольку существует отдельный сертификат для схематерапии групп)
4.4 Схема-терапия для других расстройств Оси-I (факультативно, пока не собрана доказательная база)

  • Зависимости
  • Пищевые расстройства
  • ПТСР
  • ОКР
5. Литература
  • Reinventing Your Life
  • Schema Therapy: A Practitioner's Guide
  • И другие материалы
2
Учебный план для 15 обязательных практических часов ролевого проигрывания в парах
Упражнения, выполняемые всей группой или «аквариумом», поощряются и могут занимать 2 часа от обязательных часов отработки навыков в парах.

Работа в парах: терапевты объединяются и по очереди (примерно по 30 минут в каждом направлении) практикуются в роли пациента и терапевта. Если группа большая и наблюдателей недостаточно, третий человек может выступать в роли наблюдателя/тренера. Но наблюдатель должен выступить в этой роли только один раз, чтобы воспользоваться практическими возможностями для тренировки своих навыков.

Работа в парах должна включать в себя:
  • ограниченное родительство для детских режимов, особенно для Уязвимого и Сердитого ребенка, режима Отстраненного защитника, Критикующего и Карающего родителя;
  • использование эмпатической конфронтации, визуальных образов, установку границ и работу в терапевтических отношениях.

Схемы терапевтов: борьба с возникающими при лечении препятствиями в виде активирующихся у самих терапевтов схем при работе с определенными типами пациентов.
3
Количественное соотношение тренеров и участников
  • Только 6-часовой тренинг в группе из 40 человек будет засчитан в качестве практического компонента сертификационной программы обучения.
  • Минимум 1 тренер на каждые 20 участников (оптимально 1 тренер на каждые 10 участников) требуется в парной ролевой части обучения.

Мы знаем, что это сложно осуществить в тех странах, где количество доступных и продвинутых схема-терапевтов пока только начинает расти. В этих случаях можно предлагать отдельные даты, в которые будут по очереди собираться маленькие группы под руководством тренера, и это позволит соблюсти все требования учебного плана.

Это одна из важнейших частей обучения для понимания модели терапии, помимо личной и групповой супервизии, и поэтому необходимо, чтобы специалисты, имеющие статус продвинутых супервизоров, были доступны для того, чтобы направлять и тренировать работу в парах.

Супервизии для сертификации

1
Количество супервизий
  • 20 часов для стандартного уровня сертификации (в некоторых программах: дополнительное предоставление на просмотр супервизором 2-часовой записи собственной сессии).

  • 40 часов для продвинутого уровня сертификации (в некоторых программах: дополнительное предоставление на просмотр супервизором 2-часовой записи собственной сессии).

В некоторых программах (в институтах Нью-Йорка/Нью-Джерси, например)
2−4 дополнительных записанных сессии предоставляются супервизору, оцениваются
и обсуждаются на протяжении всего супервизионного периода. В этом случае супервизоры просматривают записи сессий до начала непосредственной супервизии. (Время, затраченное на «просмотр» записей супервизором до начала сессии не включается в обязательные супервизионные часы).
2
Содержание супервизии
  • Все супервизии должны включать контроль супервизоров за активирующимися схемами супервизантов в контексте их работы с пациентами.
  • Дополнительная личная терапия должна поощряться тогда, когда возникают ситуации контрпереноса в ходе лечения.
  • STCRS — это то, что ожидается для окончательной оценки записей.
  • Комплексное использование форм концептуализации кейсов /резюме кейсов.
  • Условия схема-терапии (оценка контекстуальных «дорожных препятствий», типа ограниченных финансов, ограничения доступа к пациенту, смешивания других методов терапии, суицидальные тенденции, кризисные вмешательства, оценка медикаментозного лечения).
  • Деликатное предоставление положительной и отрицательной обратной связи супервизируемому.
  • Проработка препятствий, связанных с активацией схем в супервизии.
  • Противостояние избеганию и снятие обхождение защитных копинг-режимов.
  • Осуществление ролевого проигрывания с кандидатами.
  • Использование упражнений из учебной программы, чтобы помочь стажерам получить личный опыт запуска своих собственных схем и неадаптивных режимов.
  • Акцент на работе с режимами.
3
Преобразование групповых супервизионных часов в личные супервизионные часы
Мы разработали (сложную) систему конвертации групповых супервизионных часов в личные супервизионные часы (применимо к супервизионным группам из 2−6 участников). Определяя основание для конвертации, мы проголосовали за то, чтобы рассматривать 3 групповых часа (180 минут) с 6 участниками в группе, как приблизительный эквивалент «1 часа» индивидуальной супервизии (50 минут).

К примеру, если в группе 6 супервизантов, то мы предполагаем, что каждый получает 1/6 группового времени. Таким образом, если продолжительность супервизии 2 часа (120 минут) — каждый участник группы получает 20 минут непосредственного супервизионного времени в группе. Это равнозначно 20 минутам индивидуальной супервизии. Остальные 100 минут отводятся на наблюдение за супервизией других участников. Мы решили (голосованием), что время, проводимое в наблюдении за другим членом группы, эквивалентно 20% времени, которое отводится на получение супервизии для собственных кейсов. Таким образом, 100 минут наблюдения за другими приравнивается к 20 индивидуальным минутам (20%).

Итого, по формуле выше, в зависимости от количества участников каждые 60 минут группового супервизионного времени эквивалентны:
  • для 2 стажеров в группе - 36 зачетных минут;
  • для 3 стажеров в группе - 30 зачетных минут;
  • для 4 стажера в группе - 24 зачетных минуты;
  • для 5 стажеров в группе - 22 зачетных минуты;
  • для 6 стажеров в группе - 20 зачетных минут;
(60 минут индивидуальной супервизии = 60 зачетных минут)

Обратите внимание: чтобы быть аккредитованными, стажеры могут комбинировать групповую и индивидуальную супервизии. Индивидуальная супервизия рекомендована, но не является обязательной.

Записи клиентских сессий для профессиональной оценки

1
Терапевтические кейсы
Для стандартной сертификации запись должна показывать пациента, который подходит для работы в рамках схема-терапии из-за хронификации заболевания, неэффективности предыдущей терапии, рецидивах.

Для продвинутой сертификации: минимум один пациент с расстройством личности или значительно выраженными признаками расстройства личности; и пациент, который подходит для работы в рамках схема-терапии из-за осложнений, хронизации и отсутствия ответа на терапию или рецидива. Ожидается, что соискатель продемонстрирует компетентность в работе с копинговыми режимами (Избегание, Гиперкомпенсация, Капитуляция).

Видеозапись сессий является более предпочтительной, нежели аудио. В редких случаях, когда невозможно предоставить запись сессии с реальным пациентом, соискатель может попросить продемонстрировать реалистичную ролевую игру. Однако это доступно только в экстремальных ситуациях, например, если соискатель ограничен правилами проведения судебной экспертизы, которые полностью запрещают любую запись.

Для продвинутой сертификации 2 записи должны быть оценены двумя разными оценщиками и сделаны с двумя разными пациентами.
2
Оценка по шкале STCRS, необходимая для сертификации
Доступ к независимым оценщикам обычно осуществляется (организуется) на сайте, предлагающем программу обучения.

На заседании Исполнительного совета ISST 22.5.2013 «независимый оценщик» был определен как сертифицированный ISST супервизор/тренер, который не является руководителем программы подготовки кандидатов на сертификацию, руководителем или тренером в учебных процессах или ролевых играх.

Мы понимаем, что будут ситуации, когда это требование не может быть выполнено полностью: например, в стране, где реализуется только одна учебная программа или очень ограничено число сертифицированных супервизоров/инструкторов, есть судебные ограничения для записи работы с пациентами или правила их удаления. В этом случае, пожалуйста, напишите региональному координатору ISST и попросите о предоставлении льготных условий. Мы заняли эту позицию, чтобы исключить возможность естественно возникающего смещения, когда тренеры и «независимые оценщики» меняются местами.

STCRS по-прежнему является пилотной шкалой, равно как и предельные баллы.
Мы планируем откорректировать STCRS и предельные баллы в течение следующих 1-2 лет
на основе данных исследований. Мы также находимся в процессе эмпирической валидации шкалы STCRS.

В дополнение к требуемому 4.0 (стандартному) и 4.5 (продвинутому) минимуму Требуемых баллов, кандидат должен получить индивидуальные рейтинги не менее 4.0 по пунктам
6-9 шкалы STCRS.
Перевод оригинала осуществила клинический психолог Ольга Турчинская. Перевод чек-листа, шкалы оценки и концептуализацию случая в схема-терапии (STCCRS) — Анна Донская. Перевод шкалы для оценки видео (STCS-I) — Александра Романовская.

Подробнее о переводческой команде МИСТ