Схема-терапия, в отличие от традиционной когнитивно-поведенческой терапии, большое внимание уделяет особенностям развития, становления текущих симптомов и проблем пациентов. СТ считает, что в основе патологии РЛ лежат неудовлетворенные эмоциональные потребности (такие как потребность в безопасной привязанности, защите, любви, внимании, похвале, автономии, спонтанности и игре) детства, в особенности, если травматизация потребностей связана с семьей, где рос ребенок.
Для маленьких детей их семья — это весь их мир. На основании своего опыта и обратной связи, который они получают, они пытаются понять мир, понять, кто они и какова их позиция в этом мире. Если основные детские потребности удовлетворяются, дети обычно развивают здоровый взгляд (схему) о себе, о своих взаимоотношениях с другими и с миром в целом. С другой стороны, если ребенок испытывает травму и фрустрацию таких базовых эмоциональных потребностей (во взаимосвязи с генетикой, другими биологическими и культурно-социальными факторами), это приводит к развитию ранних дезадаптивных схем.
Ранние дезадаптивные схемы определяются как обширные, повсеместно проникающие жизненные сюжеты, или паттерны обработки информации, состоящие из воспоминаний, эмоций, когниций, ощущений тела и предпочтений внимания, которые были развиты в течение детства или подросткового периода и которые конкретизируются на протяжении всей жизни [
17]. На основании клинических наблюдений и теоретического анализа были описаны восемнадцать дезадаптивных схем [
16]. У каждого есть дезадаптивные и адаптивные схемы, тем не менее, адаптивные схемы пока еще не были описаны.
Следует отметить, что по определению Янга, поведение не обязательно является частью схем. Поведение может отражать копинг-стратегию, с помощью которой личность пытается справиться со схемой, так как активация схемы причиняет страдание ему. Тем не менее, в случае, когда поведение непосредственно отражает активированную схему, оно рассматривается как часть схемы (например, человек начинает цепляться, когда схема покинутости активируется). Таким образом, схемы очень влияют на поведение, но поведение не всегда является частью схемы.