ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
Статья в оригинале: USING ACT WITH CORE BELIEFS, NARRATIVES, AND SCHEMAS (2023)
Автор статьи: Russ Harris

АСТ в работе с глубинными убеждениями, нарративами и схемами

Еще один способ посмотреть на работу со схемами — используя методы ACT

Авторы статьи: Dr. Russ Harris

Автор и редактор перевода: Анна Сыроквашина
Перевод подготовлен для проекта МИСТ SchemaLab.

Убеждения, истории, схемы, темы, нарративы

Всех мы сталкиваемся с повторяющимися «трудными» когнициями и эмоциями: их предсказуемые шаблоны управляют нашими действиями и вниманием, уводя от эффективного поведения в согласии с ценностями. Как правило, такие «когнитивно-эмоциональные репертуары» сосредоточены вокруг ключевых тем — например, покинутости, отвержения, неуспешности, дефективности и прочих.

Во многих моделях (в том числе в ACT, КПТ, РЭПТ, ДБТ, ДПДГ, схема-терапии, нарративной терапии и многих, многих других) важной частью терапии считается обнаружение, называние и исследование этих когнитивно-эмоциональных репертуаров.

Некоторые модели дают когнитивно-эмоциональным репертуарам специфическое название, например, «нарратив», «схема» или «глубинное убеждение». В АСТ мы можем свободно использовать любой из этих терминов, но обычно прибегаем к более простому и повседневному языку — например, называя их историями или темами. (Иногда клиентам неприятно слышать слово «история»: это воспринимается как пренебрежение терапевта или знак его неверия. По моему опыту, такое случается редко, и обычно это легко выносится на обсуждение, но если вы хотите избежать подобного риска, лучше говорить о «темах», а не «историях»).

В АСТ мы обычно раскрываем тему / глубинное убеждение / нарратив / схему / историю, аккуратно и с любопытством исследуя её, вслед за чем помогаем клиенту придумать название — например, «тема отсутствия любви» или «история о неудачливости». Однако иногда бывают необходимы более быстрые способы прояснения ключевых тем: в этом случае вы можете дать клиентам список возможных тем, спросив, относится ли к ним что-либо из перечисленного. Это может быть памятка для клиентов с 12 типичными «темами» — совокупностями убеждений, установок, суждений, воспоминаний, чувств, эмоций и мотиваций; каждую из них можно рассматривать как всеобъемлющий, легко вызываемый к жизни, глубоко укоренившийся шаблон (12 Ключевых Тем). Другой пример — памятка для клиентов по темам, касающимся непосредственно отношений (Препятствия в Отношениях).

Когнитивная гибкость

Существует распространенное заблуждение, что ACT «не меняет мышление». Но на самом деле АСТ это делает — причем кардинально. Мы меняем представления о сознании, теле, мыслях и эмоциях; о том, как мы хотим жить, кем хотим быть; о причинах наших действий; о ценностях и многом другом.

Однако АСТ достигает этого не через оспаривание, опровержение или уход от мыслей. Мы не просим клиентов их избегать, подавлять, отвергать или отвлекаться. АСТ помогает людям изменить свое мышление при помощи (а) расцепления с нежелательными мыслями и когнитивными процессами, и (б) развития новых, более эффективных способов мышления, в дополнение к остальным когнитивным привычкам.

Другими словами, мы не можем избавиться от старых, бесполезных когнитивных репертуаров; в нашем мозге отсутствует кнопка «удалить». Но даже если мы не можем убрать старые модели мышления, мы можем — и активно добавляем — новые. Кроме навыка расцепления, АСТ сосредотачивается на развитии когнитивной гибкости. АСТ-терапевты обучают, моделируют и подкрепляют эффективные, улучшающие жизнь когнитивные процессы — такие, как гибкое принятие перспективы, рефрейминг, самосострадание, решение проблем с опорой на ценности, поддержка собственной мотивации, взгляд на поведение с позиции его функциональности, отказ от осуждения мыслей и чувств, и так далее.

Но какое отношение все это имеет к глубинным убеждениям / нарративам / схемам / историям / темам? (Кстати, с этого момента для краткости я буду называть их темами). Несмотря на то, что мы не можем удалить тему, мы можем уменьшить ее влияние, лишить ее силы. Мы также способны развить более полезные, сострадательные и гибкие репертуары, которые помогают более эффективно действовать, лучше выбирать, лучше относиться к себе и так далее — освобождая нас от ограничений и запретов, накладываемых темами. Мы можем добиваться этого разными способами, используя все основные процессы АСТ — но нам никогда не требуется оспаривать , опровергать или признавать недействительным содержание «проблемных» когниций. Как это происходит? Это мы и увидим дальше!
1-3
Шаги 1-3: Заметить, назвать, валидировать
Мы закладываем основы для когнитивного расцепления и принятия, когда помогаем клиентам замечать, называть и валидировать свои мысли и чувства.

Мы можем поощрять клиентов замечать и называть — с любопытством и без осуждения — любые мысли, чувства, эмоции, ощущения, побуждения или воспоминания, которые связаны с темой, например: Я замечаю «бесполезную тему»; мой ум рассказывает мне «историю неудачника»; вот опять моя «схема брошенности»; у меня возникают мысли о том, что люди меня подводят; Ага! Это «шоу глубинных убеждений»; это опять «тема времени».

В АСТ очень много валидации. Часто мы прибегаем к помощи обобщений: «Так бывает у очень многих. Почти любой человек с подобным сталкивался», или через самораскрытие: «Ваш ум очень похож на мой!». Однако один из самых важных и мощных способов валидации — это посмотреть на происхождение темы. Мы можем спросить:
  • Когда появилась эта тема? С какого времени вы ее можете вспомнить?
  • В каком возрасте она начала быть актуальной? Что происходило в вашей жизни в этот период?
  • Как вы думаете, как ваш ум пытался помочь вам, когда это придумал?
  • С чем в то время ваш ум пытался вам помочь, или чего избежать?
Это помогает клиентам увидеть, что глубинное убеждение / схема / тема / нарратив / история была совершенно естественным и нормальным ответом на проблемы, с которыми они столкнулись в тот период. Особое внимание этому уделяется в «Травма-фокусированной АСТ».


*) Узнать больше о травма-фокусированной ACT можно из книги «Trauma-Focused ACT: A Practitioner’s Guide to Working with Mind, Body, and Emotion Using Acceptance and Commitment Therapy», автор Russ Harris.
4
Шаг 4: Найти смысл
После того, как мы заметили, назвали и валидировали тему, следующий значимый шаг — найти ее функцию или «смысл», то есть те способы, которыми она «пытается помочь». Узнать об этом помогут следующие вопросы:
  • От чего тема помогает вам уйти, или чего избежать?
  • Что тема помогает вам получить или обрести?
  • Что она пытается помочь вам сделать иначе?
  • Чему она пытается вас «научить»?
  • Что она пытается выделить как действительно важное и значимое?
  • Что она пытается сказать вам касательно заботы о себе или об окружающих?
Мы часто меняем эти вопросы, упоминая в них ум, мозг или тело:
  • Когда ваш ум говорит вам об этом, чего он пытается помочь вам избежать?
  • Когда ваш мозг это все создает, чего он пытается помочь вам достичь?
  • Ваши тело и ум вместе создают все эти мысли и чувства; как вы думаете, что такого важного они пытаются вам сказать?
Раскрытие «смысла» темы (или смысла того, зачем ваш мозг / ум / тело ее производят) помогает ее нормализовать, валидировать и объяснить, почему она продолжает появляться в жизни. Это не только способствует когнитивному расцеплению, но и прокладывает дорогу принятию.
В травма-фокусированной АСТ мы нередко адаптируем эти вопросы так, чтобы узнать об истоках темы в детстве клиента. Например: Когда впервые ваш ум начал сообщать вам об этой теме — и от чего, как вы думаете, он пытался вас защитить? Чего он пытался помочь вам добиться или избежать? Помогал ли он получить то, что вы хотели? Пытался ли он предупредить вас о чем-то?
Что делать, когда всплывает тема?

Вы могли заметить, что на этих страницах я часто использую термин «когнитивно-эмоциональный репертуар». Он напоминает о том, что при работе с темой мы имеем дело не только с мыслями. Часто к ним присоединяются другие составляющие опыта — сильные эмоции, побуждения и ощущения; если мы проигнорируем эти важные части и сосредоточимся исключительно на мышлении, то, скорее всего, никуда не продвинемся.

Поэтому после прояснения темы нам важно понять, какие эмоции, ощущения, желания сопровождают тему, когда та возникает? Может быть, с ней связаны воспоминания, мысли или образы?

Обнаружив эти элементы, мы исследуем, как клиент обычно на них реагирует. Можно спросить: «Итак, когда вас цепляет эта тема / материал / схема / основное убеждение / мысли и чувства … что вы обычно делаете?» После чего это поведение можно рассмотреть с точки зрения его «практичности».
5
Шаг 5: Увидеть преимущества и недостатки
Когда мы исследуем «практичность» поведения, это означает, что мы обнаруживаем и валидируем его преимущества, или выгоды, и с состраданием отмечаем его издержки.
Чтобы обнаружить преимущества (также известные как подкрепляющие последствия), мы можем спросить: Что это поведение помогает вам получить? Чего оно помогает вам избежать?

После валидации преимуществ поведения клиентов (т.е. того, как он реагирует на свою тему), мы с состраданием исследуем издержки этого поведения. Например: Приближает или отдаляет это поведение цели / ценности / жизнь, которую они хотят вести / отношения, которые они хотят построить? Как это поведение влияет на здоровье, благополучие, работу, отношения и так далее?

Полезным может оказаться и вопрос наподобие: «Если вы позволите этой теме руководить вами / подталкивать вас к действию / диктовать вам выбор / говорить, что делать — куда это будет вести вас? К или от жизни, которую вы хотите построить / кем вы хотите быть / поступков, которые вы хотите совершать?» Как только клиенты признают, что их привычные модели реагирования на тему не работают, мы можем заняться альтернативами.

Когнитивное расцепление

Выполнив эти пять шагов — заметить, назвать, валидировать, установить смысл и практичность тем — мы нередко можем заметить, что уже заметно «расцепились» с ними.

После этого можно пойти дальше, используя любую из более сотни техник когнитивного расцепления, описанных в учебниках АСТ, будь то «листья в ручье», «мысли на карточках» или «благодарность уму».
1
Принятие
Принятие — это большая часть работы с глубинными убеждениями / схемами / темами / нарративами / историями. Мы помогаем клиентам научиться открываться и давать место всем мыслям, чувствам, эмоциям, ощущениям, воспоминаниям, образам и побуждениям, объединенным конкретной темой, с которой мы взаимодействуем. Для этого можно использовать десятки различных техник принятия в АСТ в любом сочетании.

Принятие также важно в случаях, когда мы побуждаем клиентов не подчиняться теме, «выйти за её пределы» или действовать вопреки ей, взамен этого выбирая гибкое поведение в соответствии с ценностями. Выбор в пользу нового, соответствующего ценностям поведения (вместо привычных действий в ответ на активацию темы) всегда вызывает множество неприятных мыслей и чувств, особенно тревоги; нам следует помогать клиентам открываться и предоставлять пространство для этого дискомфорта.
1
Бросание якоря
Бросание якоря — это зонтичный термин для сотен упражнений, которые гибко построены вокруг формулы ACE (A — признание мыслей и чувств; C — соединение с телом; Е — вовлечение в деятельность). Когда глубинные убеждения / схемы / темы всплывают на поверхность (часто сопровождаясь тяжелыми воспоминаниями, ощущениями, эмоциями и побуждениями), полезно «бросить якорь». Бросание якоря помогает выйти из состояния автопилота и снижает влияние привычного когнитивно-эмоционального репертуара на поведение. Оно также позволяет вернуться в настоящий момент и вновь обрести контроль над действиями.
Таким образом, это крайне полезная стратегия первой линии — особенно для случаев, когда клиент сильно сливается с мышлением или переполнен эмоциями. (Следует помнить, что в подобных состояниях обычные техники расцепления почти или совсем не сработают).
2
Самосострадание
Самосострадание — признание своей боли и доброжелательный ответ на неё — это центральный компонент АСТ. Мы испытываем боль, когда всплывают дисфункциональные схемы / нарративы / глубинные убеждения; часто они сопровождаются неприятными воспоминаниями /эмоциями / ощущениями / побуждениями. Мы помогаем клиентам признать эту боль и реагировать на нее доброжелательно.

Самосострадание, как центральный компонент АСТ модели, включает все шесть основных процессов: осознавание страдания (контакт с настоящим); отсоединение от самоосуждения (расцепление); открытие и предоставление пространства болезненным мыслям и чувствам (принятие); обращение к ценностям доброты, заботы и поддержки и их воплощение в доброжелательном внутреннем диалоге, образах, действиях и поступках (ценности и ценностные действия); точка зрения наблюдателя (Я-как-контекст: наблюдающее Я) и базовая человечность (Я-как-контекст: гибкий выбор перспективы).

Работа в воображении со «внутренним ребенком» и связанный с ним рескриптинг в модели ACT хороши для развития самосострадания, особенно если болезненная тема клиента берет свое начало в детском опыте травмы или пренебрежения. И разумеется, самосострадание в любом виде — мощное противоядие для негативного образа Я и низкой самооценки, занимающих центральное положение во многих болезненных темах.
3
Ценности и ценностные действия
Чтобы понять ценности клиента, можно исследовать то, с чем соединяет, или о чем напоминает болезненная тема / схема / глубинное убеждение? (Обычно это довольно легко выяснить, если, как указано ранее, мы исследовали ее смысл).

Мы можем задавать и другие вопросы:
  • Каким ценностям вы бы хотели следовать в те моменты, когда появляется данная тема?
  • Как именно в такие моменты может выглядеть воплощение этих ценностей в жизнь — что, как вам кажется, имеет смысл говорить или делать?

Особенно важно понять ответы на следующие вопросы:
  • Что вы можете сделать, что бы отличалось / противостояло / освобождало бы вас от оков данной схемы / темы / глубинного убеждения?
  • Каково это — действовать в соответствии со своими ценностями, вместо того чтобы подчиняться своему уму / позволять нарративу определять вас / позволять теме диктовать вам, что делать / позволять схеме управлять вами?
  • Когда тема активируется, у вас есть выбор: какие действия способны привести вас к желаемой жизни, а какие — увести вас в сторону? (Разумеется, прежде чем задать подобный вопрос, необходимо обучить клиента базовым навыкам «не попадаться на крючок» — расцеплению, принятию и другим. Без них у клиента практически не будет возможности выбора).
4
Точка выбора
Точка выбора — один из моих любимых инструментов в ACT. (Если вы не знакомы с ним, то можно прочитать о нем подробнее в главе «The Choice Point» из книги «ACT Made Simple» (2-ое издание), автор Russ Harris). Это очень простой способ начать обсуждение: в нижней части диаграммы вы пишете схему / глубинное убеждение / тему и сопровождающие ее эмоции / побуждения / воспоминания.

Затем вы спрашиваете у клиента, что он делает, когда тема активируется. Если эти реакции эффективны — ведут к целям / ценностям / желаемой жизни / отношениям, которые они хотят построить / позволяют быть тем человеком, которым хочется быть — то клиент двигается по стрелке «к ценностям». Если же они уводят их всех этих вещей, то есть, неэффективны — то клиент двигается по стрелке «от ценностей». Тут и начинается ваша работа: вместе с клиентом найти новые, более действенные способы реагирования, обучить его «навыкам расцепления», и так далее.
5
Гибкое принятие перспективы
Возможно, вы помните, что существует два различных (но взаимосвязанных) значения понятия «Я-как-контекст». Первое — это наблюдающее, или замечающее Я (о нем мы поговорим в ближайшее время). Второе значение — это гибкое принятие перспективы. Интервенции, нацеленные на ее развитие, можно разделить на два широких (но пересекающихся) класса. Одни включают в себя навыки майндфулнес: расцепление, принятие, бросание якоря и прочие. Все они предполагают гибкое изменение перспективы — того, что и как мы замечаем.

Другая часть вмешательств посвящена развитию нашей способности воспринимать события и понимать идеи с альтернативных точек зрения — говоря повседневным языком, уметь видеть вещи «под другим углом», «посмотреть иначе» или «изменить образ мыслей».

В частности, некоторые техники гибкого принятия перспективы предлагают клиенту представить себя в будущем, и, оглянувшись на свою нынешнюю жизнь, с позиции «будущего Я» поразмышлять о своем нынешнем поведении. Другой пример — работа с «внутренним ребенком», в процессе которой клиент представляет себе, как его нынешнее «взрослое Я» путешествует в прошлое, чтобы утешить, позаботиться, дать совет или поддержать более молодую версию себя.

Мы можем предлагать клиентам поразмышлять над рядом вопросов, например:
  • «Если бы вы поменялись местами / если бы вы были на месте этого человека, что бы вы чувствовали?»
  • «Если бы что-то подобное случилось с вашим близким, что бы вы сказали или сделали для него?»
  • «Стали бы вы обращаться с человеком, который вам дорог, так же, как сейчас вы обращаетесь с собой?».
Гибкое принятие перспективы: полезные вопросы для размышления:

  • Существует ли иная точка зрения на это — такая, которая помогла бы вам жить в соответствии с вашими ценностями?

  • Существует ли иная точка зрения на это — такая, которая помогла бы вам действовать более эффективно, вести себя в большем соответствии с тем, кем бы вы хотели быть?

  • Существует ли иной способ на это посмотреть, который помог бы вам лучше справиться с ситуацией?

  • Если бы вы действительно смогли посмотреть на это с точки зрения своих ценностей — того, каким человеком вы хотели бы быть — как бы вы увидели эту ситуацию?

  • Есть ли другой способ взглянуть на эту ситуацию — такой, который позволил бы вам разрешить ее с большей пользой для ваших отношений с другими людьми?

  • Есть ли иной способ взглянуть на это — такой, который был бы в согласии с ценностью доброжелательности к себе?
Эти вопросы схожи с когнитивной реструктуризацией — традиционной техникой КБТ; важное отличие заключается в том, что в этих вопросах (а) нет оспаривания когнитивного содержания и (б) нет попыток избежать, проконтролировать или уйти от эмоций.

Мы расцепляемся с бесполезными когнициями, принимаем свои эмоции, затем смотрим на проблему с иной перспективы (или «под другим углом») с целью найти эффективные и согласованные с ценностями действия:
Расцепитесь
Расцепитесь с первичными, реактивными мыслями. Например, скажите себе: «О, опять моя старая тема!»
Подумайте
Спросите себя: «К каким ценностям я бы хотел (а) здесь двигаться?»
Посмотрите иначе
Поисследуйте: «Как иначе я могу на это посмотреть, чтобы помочь себе действовать более эффективно?»
  • Примечание: Следовать этому порядку необязательно. Шаги 2 и 3 можно менять местами, а если клиент не сливается с неэффективными когнициями, то Шаг 1 можно пропустить.
6
Предоставление новой информации, противоречащей когнициям
Мы можем дать клиентам новую информацию, которая идет вразрез с их нарративом, однако оспаривать содержание их мыслей совершенно необязательно (как мы, например, делаем, исследуя аргументы за/против этой идеи). Мы можем просто сказать: «Итак, ваш разум говорит следующее / ваши убеждения таковы / ваши мысли звучат так-то. Эта точка зрения совершенно правомерна. Мне также интересно, открыты ли вы для новой информации, которая, как мне кажется, может вас заинтересовать». Затем мы можем поделиться нашими мыслями и спросить: «Что вы об этом думаете? Может ли это быть вам полезно?»
Некоторые соображения о работе с самоосуждением:

Когда клиенты в ходе сессии высказываются о себе резко, критично, с осуждением, даже ненавистью — мы чувствуем желание оспорить эти комментарии; существует несколько способов сделать это в конгруэнтной АСТ манере, что обычно помогает расцеплению с подобными мыслями.

Возможные варианты вопросов и фраз, которые может предложить терапевт:


  • «Мне очень больно видеть, как ваш ум продолжает вас мучать / осуждать / критиковать. Каково это для вас — слышать все это осуждение / оскорбления?»

  • «Я бы хотел (а), чтобы вы могли видеть себя так, как я вас вижу — настолько сильно это отличается от того, что говорит ваш ум!»

  • «Я не согласен (на) с тем, что говорит ваш ум, и чувствую сильное желание с вами поспорить… но думаю, что это будет пустой тратой времени. Сомневаюсь, что я смогу доказать, что ваш разум ошибается… а вы как думаете? Звучит очень определенно: „так оно и есть!“. Так что давайте не будем тратить время на споры. Однако, не могли бы мы уделить время тому, почему ваш разум говорит с вами таким образом; какова цель и намерение за всеми этими резкими высказываниями?»

  • «Как часто ваш ум говорит вам такие вещи? Заметно ли вам, насколько они резки и недоброжелательны? Должен (на) признаться, я вздрагиваю, когда слышу, как вы произносите их; это звучит так жестко и однозначно.»

  • «Замечаете ли вы, что ваш разум с готовностью вас судит, критикует, навешивает на вас ярлыки? Каково вам, когда он это делает? Какие чувства возникают при этом?»

  • «Какая у этого история? Можете ли вы вспомнить, когда впервые ваш ум говорил с вами таким образом?»

Эти высказывания позволяют начать обсуждать самокритику, и прокладывают путь для вмешательств, упомянутых раньше.
7
Наблюдающее Я
Одно из главных преимуществ упражнений по укреплению замечающего Я (Я-наблюдателя) в том, что это помогает клиентам отстраниться от своей Я-концепции и прочувствовать на опыте, что «моя история о себе — это не весь Я». Это полезно для работы с любым глубинным убеждением / схемой / темой / нарративом / историей. Если занять точку зрения наблюдателя, можно увидеть то, чем тема является на самом деле: конструкцией из мыслей, образов, воспоминаний, эмоций, желаний и ощущений, меняющихся от момента к моменту; она — не «то, кто вы есть», а скорее «то, что проходит сквозь вас».

Особенно хорошо работают длительные упражнения по развитию наблюдающего, или непрерывного Я: техники медитации, которые учат наблюдать за событиями ума (той же цели может служить упражнение «листья в ручье»). Упражнение «Множество Я» также может быть полезно.

Подведем итоги

АСТ предлагает множество способов работы с глубинными убеждениями, схемами, нарративами, историями и темами (без необходимости напрямую оспаривать когнитивное содержание — например, оценивать его истинность или искать опровержения). Самый большой камень преткновения для начинающих работать в русле ACT — чрезмерная зависимость от расцепления; здесь хочется отметить, что в работе АСТ-терапевта значимы все элементы модели.

Я надеюсь, что в этом тексте вы смогли найти для себя что-то полезное.

Удачи со всем этим,
Расс Хэррис

Приложение 1

«12 Ключевых Тем»

Приложение 2

«Препятствия в отношениях»
Важно:
© Данный перевод является собственностью Института Схема-Терапии, Москва. Некоммерческое использование материалов возможно только с прямой активной ссылкой на МИСТ, для коммерческого использования материалов, пожалуйста, напишите нам на info@schema-therapy.ru

Другие материалы по теме

Статья о том, как можно помочь родителям осознать и преодолеть дисфункциональные способы взаимодействия с собственными детьми, используя техники схема-терапии и АСТ
Электронная книга Dr. Rachel Wheeler & Dr. Tracey Hunter.