Подходы терапии третьей волны хорошо оснащены инструментами работы со внутренними репрезентациями — в частности, они позволяют ограничить влияние прошлых негативных репрезентаций на нынешние отношения со значимыми другими (
Simeone-DiFrancesco et al., 2015).
Мы утверждаем, что такая работа возможна и с родительским стилем, и предлагаем двухфазное вмешательство, интегрирующее схема-терапию (
Loose et al., 2013; Young et al., 2013; Simeone-DiFrancesco et al., 2015) с техниками майндфулнеcс и терапии принятия и ответственности (
ACT; Van Vreeswijk et al., 2016; Hayes et al., 1999).
По нашему мнению, сильные стороны этих подходов комплементарны, что дает возможность их интеграции: схема-терапия предлагает концептуальный аппарат для понимания поведения, активирующегося во взаимодействии с другими и берущего начало в интернализованных прошлых отношениях — как, например, дисфункциональные режимы критика/родителя (Карающий, Требовательный или Внушающий вину критик). Так, схема-терапевт, обращая внимание клиента на повторяющиеся темы и роли во взаимодействии с ребенком, будет говорить о включении того или иного режима. В свою очередь, в АСТ и майндфулнес-подходах существуют стратегии, которые помогают клиенту обращать внимание, наблюдать и останавливать автоматические реакции на дисфункциональные ментальные репрезентации.
Предлагаемый нами подход, сочетающий схема-терапию и ACT, имеет целью облегчить трудности клиентов в сфере родительства через понимание и ограничение отыгрывания режимов в их взаимодействии с детьми. Подходы, сочетающие схема-терапию с ACT или майндфулнес, предлагались и ранее — например, интегрированная схема-терапия и майндфулнес (
Van Vreeswijk et al, 2016) или использование в схема-терапии концепции приятия (
Farrel, Shaw, 2017) — однако они не делали акцент на родительских навыках. Тем не менее, в них предлагаются эффективные методы работы с эмоциональным опытом здесь-и-сейчас и снижения реактивности к дисфункциональным эмоциональным схемам (
Van Vreeswijk et al., 2016). В свою очередь, Loose с соавт. (
2013) описывают модификацию схема-терапии для детей и подростков — основная работа в которой, однако, ведется именно с детьми (хотя иногда родители могут участвовать в терапии), а вопрос помощи родителям обсуждается лишь вскользь. В отличие от упомянутых моделей, наша работа посвящена именно родителям и работе с ними с использованием схема-терапии в сочетании с подходами «третьей волны».