Подавление эмоций и избегающее поведение являются распространенными проблемами в психотерапии и часто мешают терапевтическому процессу. Янг определял подавление эмоций как «
чрезмерное подавление спонтанных действий, чувств или взаимодействия — в основном для избегания негативных оценок от окружающих, чувства стыда или потери контроля над своими импульсами. Чаще всего подавление эмоций включает в себя: подавление гнева и агрессии, позитивных реакций (таких как радость, симпатия, сексуальное возбуждение, игра), сложности в предъявлении уязвимости или способности свободно сообщать о своих чувствах и потребностях, а также в излишней рациональности и безэмоциональности» (Young et al. 2003).
Подавление эмоций часто связано с избегающими паттернами поведения и/или сверхконтролем. Было выявлено, что психологический механизм сверхконтроля, включающий в себя перфекционизм и подавление эмоций, связан с проблемами взаимоотношений и тяжелыми симптомами личностных расстройств (ЛР). Они были определены как ведущие факторы в клинике ЛР (
Dimaggio et al. 2018).
Избегающее поведение было впервые описано Стивеном Хайесом. Оно включает в себя попытки контролировать или избегать эмоции, мысли, фантазии, воспоминания или телесные реакции (
Hayes et al. 2012) и может вести к формированию некоторых поведенческих стратегий (покорная уступчивость, рассеянность, зажатость, ОКР, злоупотребление ПАВ, диссоциация, самоповреждение). Избегающее поведение также является трансдиагностическим фактором риска для развития психопатологии (
Aldao et al. 2010), и вместе со смежными психологическими конструктами (руминации, беспокойство, нейротизм и тревожная чувствительность) играет важную роль в нарастании симптомов, рецидивах и сохранении психических расстройств (
Spinhoven et al. 2014, 2016, 2017). Высокий уровень избегания связан с низким эффектом от лечения, тогда как снижение избегания в процессе терапии ведет к позитивной динамике (
Berking et al. 2009; Hayes et al. 2005). Поэтому избегающее поведение должно быть важной мишенью в психотерапии. Тем не менее, подавление и избегание эмоций может быть очень ригидным и устойчивым поведенческим паттерном, имеющим также адаптационную ценность (например, когда выражение эмоций опасно и ситуацию никак нельзя изменить) и защитную функцию (особенно в краткосрочной перспективе). Поэтому в психотерапии часто довольно сложно пробиться сквозь эти механизмы.
Схема-терапия (
Young et al. 2003) была создана специально для пациентов, имеющих такие ригидные и труднокорректируемые поведенческие паттерны, и показала себя эффективной для лечения расстройств личности кластера С с ярко выраженным подавлением эмоций, сверхконтролем, избеганием и тревожностью (
Bamelis et al. 2013). Схема-терапия рассматривает происхождение и развитие этих механизмов и объясняет их как копинг-стратегии, которые пациенты вынуждены были развить в ответ на травматичный опыт в детстве. Чаще всего эмоции и потребности таких пациентов игнорировались, обесценивались или служили поводом для наказания. Поэтому они рано научились подавлять и избегать эмоции для того, чтобы защитить себя. Неудовлетворение базовых потребностей в детстве, таких как безопасная привязанность, любовь, принятие или право свободно выражать эмоции и потребности, нарушает Я-концепцию ребенка, и, как результат, ребенок воспринимает себя как неценного, нелюбимого, дефективного, неудачника.
Избегающее или сверхконтролирующее поведение помогает спрятать эту «постыдную» часть себя и защищает личность от отвержения или критики. Травматичный опыт от значимых других также нарушает доверие в отношениях в целом. В следствие чего, пациенты часто чувствуют себя небезопасно во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому в качестве защиты они держат с другими людьми дистанцию и не делятся личной информацией или же подавляют эмоции и сверхконтролируют.