Начало индивидуальной и парной схема-терапии (ST-C) было положено Джеффри Янгом. Она может справляться как с легкими, так и сложными проблемами в отношениях, такими как скрытые и открытые конфликты, сложности во взаимопонимании, нехватка доверия между партнерами, гипертрофированная независимость (когда партнеры живут отдельными друг от друга жизнями), неудовлетворенность в сексуальных отношениях, отсутствие налаженной коммуникации и диалога, негативная коммуникация, нехватка общих интересов, ценностей и целей, нехватка эмоциональной выразительности и контакта, паттерны отыгрывания гнева, отстраненность и отдаление, расстройства личности, аффективные расстройства, влияние злоупотребления ПАВ на отношения, повторяющиеся измены, несовпадения личностных особенностей, нехватка привязанности. С помощью инструментов, помогающих понять историю развития нездоровых паттернов поведения, которые разрушают отношения, схема-терапия для пар активирует развитие сначала взаимопонимания, а затем и нежной эмпатии. Парная схема-терапия может привнести примирение и целительное прощение в отношения, за счет того, что прямо обращается к тем ранам, отдалению и даже предательству, которые накопились, в некоторых случаях, за долгие годы. Многочисленные возможности для экспериенциального проживания опыта позволяют клиентам восстановить доверие за счет реальных взаимных изменений в поведении, которые отрабатываются как на сессиях, так и между ними. Такими образом, парам оказывается поддержка там, где они нуждаются в дополнительном подкреплении и помощи в сглаживании острых углов привычных реакций, а они тем временем обучаются более эффективно справляться с моментами, когда они триггерят друг друга. Схема-терапия может быть особенно полезной для клиентов, которые испытывают амбивалентные чувства по поводу своих отношений. За счет понимания истоков нездоровых копинговых стратегий каждого партнера и за счет привнесения надежды во взаимодействие с партнером, этот подход позволяет увидеть, как партнер будет вести себя в поддерживающей среде с эмпатичным терапевтом, когда все кусочки паззла собираются воедино. В такой среде даже самое неприемлемое поведение, рассматривается в контексте тех неэффективных и часто импульсивных копинговых стратегий, которые не только саботируют отношения клиентов, но и, вероятно, саботировали прежде отношения их родителей или других взрослых, передавших им эти паттерны в по наследству, или еще каким-то образом не смогли позаботиться о базовых потребностях ребенка, так, что фрустрированный малыш оказывается оставлен один на один со своими неэффективными копингами, которые в конечном итоге настигают его и во взрослом возрасте в браке/отношениях.
ST-C может особенно помочь клиентам, у которых двойственное отношение к своему браку. Понимание происхождения маладаптивного копингового поведения каждого партнера, а также вовлечение партнера с надеждой, дает возможность увидеть, как партнер отреагирует в очень позитивной и ободряющей обстановке с терапевтом, который может сопереживать, когда вся головоломка собрана воедино, и даже худшее из неприятного поведения рассматривается в этом контексте. Обычно это усвоенные неэффективные, а иногда и импульсивные копинговые механизмы, которые саботируют не только настоящие отношения, но саботировали отношения, возможно, родителей или других взрослых, которые передали это моделирование, или иным образом не смогли удовлетворить основные потребности ребенка, и разочарованный ребенок был предоставлен своим собственным неэффективным копингам, которые в конечном итоге настигают его в браке/отношениях.
С помощью специфических принципов «Сонастроенность-обсуждение» дрейфующие и отстраненные пары, когда они работают над тем, чтобы показать свою «мягкую сторону» и научиться выражать потребности, а не реагировать на ситуации, могут стать очень близкими и чувствовать связь. В терапии у партнеров есть возможность изучить этот процесс и принципы «Сонастроенности-обсуждения» работают на удовлетворение не только их собственных потребностей, но и потребностей партнера. Терапевт помогает им достичь этого сбалансированного и непредвзятого отношения, проявляя сострадание и заботу. Я называю это взаимным пониманием — «Практика парных целей» — мы учимся стрелять любовной стрелой купидона прямо в яблочко неудовлетворенной потребности партнера, в ту забытую область, которая заставляет его чувствовать себя одиноким, безнадежным и обескураженным.
Опыт работы в терапевтическом кабинете сильно отличается от многих других видов терапии. Партнеры могут визуализировать цикл взаимодействия с помощью стульев, расставленных по комнате, каждый из которых представляет аспект того, что происходит в типичном или конкретном столкновении или эпизоде (-ах) дистанцирования. Это становится конкретным визуальным представлением, которое включает в себя чувства, мысли, телесные ощущения, которые возникают, когда мы расстраиваемся, и как на самом деле вести себя или справляться. Это снимает осуждение и вину с супругов/партнеров и позволяет супругам объединиться, помогая «внутреннему маленькому ребенку с его чувствами», быть понятым и валидированным, в то же время иногда блокируя вместе нездоровое копинговое поведение, которое приводит к проблемам в отношениях или обостряет конфликт. Таким образом, каждый партнер присоединяется к другому в «одной команде». Не обязательно приводить аргументы, чтобы доказать намерения или праведность своих желаний, поскольку и то, и другое может объединяться с Потребностями, и даже вместе противостоять нездоровым Желаниям, которые никому не приносят пользы в долгосрочной перспективе. Итак, в ST-C ожидайте, что вы будете вставать со своих обычных клиентских стульев при активных интервенциях вашего терапевта и даже перемещаться по комнате к другим стульям с надписью «Режим», о которых вы узнаете. Это, мягко говоря, не скучно, и один и тот же старый цикл и спор происходят не так, как дома, как если бы была нажата кнопка повтора.