Рескриптинг — терапевтическая техника работы с воображением, предназначенная для снижения влияния непроизвольных и тревожащих воспоминаний и образов, а также для изменения связанных с ними убеждений и схем. Рескриптинг успешно применяется в терапии пациентов с различными психическими расстройствами: посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), социальными фобиями, обсессивно-компульсивным расстройством, большим депрессивным расстройством, нервной булимией и телесным дисморфическим расстройством [
1].
На данный момент малое количество исследований посвящено изучению влияния рескриптинга на пациентов с расстройствами личности (РЛ). Одно из исследований с респондентами-пациентами с РЛ показало одинаковую эффективность методов КПТ, сосредоточенных на детских воспоминаниях (в основном рескриптинга) и методов, фокусирующихся на настоящем [
2]. Кроме того, рескриптинг считается важным компонентом схема-терапии — подхода, который, как известно, успешно применяется при лечении людей с РЛ. Большинство исследований эффективности схема-терапии проводились на пациентах с ПРЛ [
4−10].
В схема-терапии расстройств личности рескриптинг используется не столько для ослабления навязчивостей, сколько для изменения импликаций (логических связок «если… то…» —
прим.пер.) из детского опыта и схем, лежащих в основе проблем пациентов [
11−12]. Это достигается путем активации детских воспоминаний, которые предположительно лежат в основе схем, и помощи пациенту в их переработке. Беспокоящее воспоминание вызывается в памяти и, когда активируются связанные с ним эмоции и потребности, начинается рескриптинг: помогающая фигура вмешивается в ситуацию и изменяет ее так, чтобы все закончилось лучшим образом, а потребности ребенка были удовлетворены. Этой помогающей фигурой может быть как терапевт (особенно в начале терапии), так и другой доброжелательный человек или вымышленный персонаж. На более поздних этапах терапии пациентам, находящимся в режиме Здорового Взрослого (в схема-терапии — часть Я, отражающая функциональные элементы психики), предлагают вмешаться в ситуацию самостоятельно [
13]. Во время рескриптинга пациентов подводят к тому, чтобы обнаружить иные, неизвестные им в детстве причины произошедшего, эмоционально переработать эти беспокоящие воспоминания и получить опыт заботы [
14].
На данный момент было проведено лишь несколько качественных исследований, посвященных опыту схема-терапии пациентов с расстройствами личности. Де Клерк с коллегами [
15] провели ряд посвященных опыту схема-терапии интервью с пациентами с РЛ (за исключением ПРЛ). Тен Напель-Шутц с коллегами [
16] опросили пациентов с РЛ (за исключением пациентов с ПРЛ) об их опыте работы с воображением (техника «безопасного места» и диагностические имажинативные техники). Одно исследование опыта схема-терапии у пациентов с ПРЛ [
17] показало, что респонденты считают экспериентальные техники (в том числе, рескриптинг) конфронтирующими, но значимыми для терапии. Однако подробных данных о том, как пациенты с ПРЛ воспринимают рескриптинг, крайне мало. Свойственные ПРЛ многочисленные тяжелые воспоминания, склонность избегать переживаний [
18] и сложности с достижением близости в отношениях активизируются в ходе рескриптинга и становятся его мишенями. Поэтому понимание опыта пациентов с ПРЛ в рескриптинге может помочь глубже понять факторы, ослабляющие или усиливающие эту мощную технику — и, как следствие, оптимизировать ее применение.
В настоящем исследовании мы прибегли к тематическому анализу полуструктурированных интервью с пациентами с ПРЛ, проходящими рескриптинг с тем, чтобы ответить на следующие исследовательские вопросы:
- Каков субъективный опыт рескриптинга респондентов?
- Какие факторы, по их мнению, мешают рескриптингу, а какие способствуют его успеху?
- Каково мнение респондентов об эффективности рескриптинга?