Одна из причин, по которой терапевты не хотят использовать рескриптинг, заключается в том, что они не совсем уверены в том, что следует ожидать в ходе рескриптинга воспоминания.
Терапевт не может предугадать, какой именно образ возникнет у пациента или куда это их заведет. Здесь можно провести параллель с поведенческими экспериментами (
Bennett-Levy et. al., 2004), еще одной техникой, которая стимулирует усиление аффекта. Работая с экспериенциальными техниками, такими, как рескриптинг или поведенческий эксперимент, ни терапевт, ни пациент не могут предсказать результат. Как сказал Аарон Бек, когнитивные перемены происходят «в пожаре аффекта» (процитировано
Edwards, 2009), а высокая степень выраженности аффекта в процессе данных техник частично объясняет, почему эти методы настолько эффективны при активации и дальнейшей корректировке убеждений. В случаях, когда пациент тревожится из-за работы с воображением, терапевт может обрисовать ему структуру упражнения как поведенческого эксперимента и попросить его поделиться своими соображениями насчет развития процесса: например, насколько сильными будут его переживания или в какой степени он сможет контролировать процесс?
Существует предположение, что сократовский метод работы с воображением более эффективен, чем управляемый терапевтом процесс (
Smucker & Dancu, 1999/2005), и наш собственный клинический опыт заставляет нас с этим согласиться. Сократовские вопросы, например: «Как бы вы хотели себя чувствовать во время работы с образом?»; «Что должно произойти в образе, чтобы вы почувствовали себя комфортно?», — помогают пациенту представить себе наиболее желаемый для себя образ (то есть тот, который позволит ему пережить позитивные эмоции и поможет противостоять деструктивному влиянию оригинального воспоминания).
Так же, как и при проведении поведенческого эксперимента, и в этом случае, прежде чем приступить к упражнению, важно сначала определить ключевые когниции и эмоции, связанные с воспоминанием. Интенсивность аффекта, типы убеждений и их изменения — всему этому необходимо уделить внимание до и после рескриптинга. Отслеживание когнитивных и аффективных изменений — это, своего рода, манипуляционная проверка, позволяющая понять, меняется ли в процессе рескриптинга аффективное восприятие и значение воспоминаний. Оценивать уровень аффекта и убеждения до и после рескриптинга очень важно, поскольку иногда в ходе одной сессии могут произойти существенные перемены в убеждениях, а подобная оценка поможет это не пропустить. Например, если при работе с пациенткой, пережившей в детстве насилие, попросить ее как можно ярче представить себя в образе маленького ребенка, это может вызвать у нее спонтанную реакцию и чувство сострадания к самой себе («Она такая маленькая и беззащитная»), а также изменение отношения к ситуации насилия («Она не виновата, она всего лишь маленькая девочка, это он плохой человек»). Другая причина, объясняющая, почему так важно оценивать аффект и убеждения пациента, заключается в том, что разные воспоминания в ассоциативной цепочке могут быть связаны с похожими эмоциями и убеждениями. Например, одна пациентка вызвала в памяти три разных воспоминания о событиях, произошедших в разное время, и всех их объединял один и тот же когнитивный смысл, то есть то, что пациентка пасовала перед более авторитетными и сильными людьми, что вызывало у нее ощущение собственной неустойчивости: самое раннее воспоминание воспроизвело в памяти пациентки ситуацию, когда во время отдыха у моря ее, маленькую девочку, против воли посадили на осла; воспоминания из детства, когда компания детей старшего возраста столкнула ее с лестницы; воспоминание из взрослой жизни, когда ее ноги были зафиксированы для проведения аборта. Проведенная оценка аффекта и убеждений помогла терапевту следить за процессом изменений ключевых когниций и эмоций, связанных с этими воспоминаниями.
Другая причина, по которой необходимо оценивать уровень аффекта и убеждения до и после рескриптинга, заключается в том, что это дает возможность увидеть, удалось ли пациенту удержать позитивные эмоции и значение, которые он приобрел в ходе рескриптинга, и за пределами терапевтического кабинета. Значительные изменения эмоциональной заряженности убеждений могут произойти сразу после интенсивного с эмоциональной точки зрения рескриптинга уже в рамках сессии, но, если рескриптинг был не слишком детальным и содержательным, тогда старые репрезентации и значения воспоминаний могут вновь активизироваться в ответ на внешние раздражители, когда пациент покинет безопасный терапевтический кабинет. Как предположил Brewin в рамках своей гипотезы конкурентного поиска (
2006), наши эмоции и поведение находятся под контролем альтернативных репрезентаций воспоминаний, которые конкурируют друг с другом за возможность быть извлеченными из недр памяти. Это значит, что любая новая репрезентация, созданная в ходе терапии, должна быть способна дать достойный отпор старым деструктивным репрезентациям. Поскольку навязчивые негативные воспоминания довольно сильны и настойчивы, новая репрезентация должна обладать большим смыслом и значением, чтобы иметь возможность соперничать.
Задача терапии заключается в том, чтобы помочь пациенту создать конкурентно способные репрезентации воспоминаний, которые будут настолько похожи на старые деструктивные воспоминания, чтобы память смогла извлечь их при поступлении соответствующего раздражителя извне, но при этом будут отличаться от них, чтобы вызвать позитивные эмоции и убеждения. Поэтому пациенту не стоит просто заменять «плохие» воспоминания на «хорошие», либо на новые репрезентации, которые лишь снизят уровень дистресса, связанного со старыми воспоминаниями. Новая репрезентация это не просто замена старой, но, скорее, ее переработка, произведенная с учетом более объективной информации. В ходе рескриптинга пациент удерживает травматичный опыт в рабочей памяти, одновременно воспроизводя позитивный визуальный и сенсорный образ. Конкурирующая репрезентация воспоминания производится на базе представления позитивных состояний и ощущений, например, собственной способности побороть пагубные привычки или сочувственного отношения к своей травмированной личности. К концу терапии пациент все еще может сталкиваться с негативными переживаниями, но уже на новом уровне понимания их значения, возможно, с осознанием того, что он выжил, справился, и что в случившемся нет его вины. Суть гипотезы конкурентного поиска заключается еще и в том, что любое избегание пациентом травмирующих воспоминаний в ходе терапии мешает ему создать новую репрезентацию воспоминания, которая будет достаточно сильной, чтобы соперничать со старой репрезентацией. Это создает опасность рецидивов, поскольку цепочка старых воспоминаний может легко активизироваться под влиянием внешних раздражителей, а также из-за того, что ключевые элементы воспоминания не прошли проработку.
Итак, как и при использовании стандартных методов когнитивной терапии, терапевт должен оценивать уровень аффекта и качество убеждений, связанных с каждым навязчивым воспоминанием, до и после рескриптинга. Эта оценка поможет терапевту и пациенту с использованием сократовских вопросов создать значимую и конкурентно способную репрезентацию переживаний и может восприниматься как вариант манипуляционной проверки эффективности техники. Терапевт должен убедиться, что конкурирующая репрезентация воспоминания будет достаточно запоминающейся и содержательной, чтобы противостоять первичным воспоминаниям.