ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
Оригинал статьи: Adverse Childhood Experiences and Early Maladaptive Schemas in Adulthood: A Systematic Review and Meta-analysis (2020)

Авторы: Pamela D. Pilkington, Amy Bishop, and Rita Younan

Неблагоприятный детский опыт и ранние дезадаптивные схемы во взрослой жизни:

Систематический обзор и мета-анализ
  • Авторы статьи: Pamela D. Pilkington, Amy Bishop, and Rita Younan
  • Автор перевода: Анна Сыроквашина для проекта MIST Schema Lab

Аннотация

История вопроса. Схема-терапия опирается на идею о том, что травмы и пренебрежение в детстве приводят к ранним дезадаптивным схемам и психопатологии во взрослом возрасте. Цель данного обзора — оценить достоверность этой теории, обобщив данные литературы о неблагоприятных факторах в детстве и схемах.

Методы. Систематический обзор и мета-анализ были выполнены в соответствии с требованиями PRISMA. Поиск в PsycInfo, CINAHL и PubMed проводился с целью выявления подходящих исследований, в которых сообщалось о связи между неблагоприятными событиями в детстве и схемами в возрасте от 18 лет и старше. Для оценки совокупного эффекта связи схемам и пережитых в детстве неблагоприятных событий был проведен мета-анализ.

Результаты. 33 исследования соответствовали критериям включения и имели достаточно данных для проведения мета-анализа о детском опыте токсической фрустрации потребностей (эмоциональное пренебрежение, физическое пренебрежение), травмы и виктимизации (эмоциональное насилие, физическое насилие и сексуальное насилие). Из 124 мета-анализов 65 показали, что схемы имеют корреляции
  • от небольших до значительных с эмоциональным пренебрежением (от r = 0,16 [Неуспешность] до r =0,51 [Эмоциональная депривация]);
  • от небольших до умеренных корреляций с эмоциональным насилием (от r = 0,20 [Уязвимость к вреду] до r = 0,44 [Эмоциональная депривация]);
  • и небольшие корреляции с физическим пренебрежением, физическим насилием и сексуальным насилием (от r = 0,16 [Уязвимость к вреду] до r = 0,26 [Эмоциональная депривация, социальная изоляция]).

Выводы. Из 33 включенных исследований лишь в одном использовался продольный дизайн. Однако, судя по имеющимся корреляционным исследованиям, ранние дезадаптивные схемы во взрослом возрасте связаны с историей жестокого обращения и пренебрежения в детстве.
Основные выводы для практики:
  • Результаты данного обзора и мета-анализа подтверждают теорию о том, что неблагоприятные факторы в детстве связаны с ранними дезадаптивными схемами во взрослой жизни.
  • Наибольшее эмпирическое подтверждение получили ассоциации между историей эмоционального насилия в детстве и ранними дезадаптивными схемами.
  • Люди, которые вспоминают о недостатке материнского тепла и заботы, чаще сообщают, что не ожидают адекватного удовлетворения своих эмоциональных потребностей во взрослой жизни.

Введение

Известно, что ранние дезадаптивные схемы способствуют возникновению и поддержанию различных психологических проблем, включая депрессию (Nicol et al., 2020; Shah & Waller, 2000), расстройства личности (Thimm, 2010a) и нарушения привязанности (Blissett et al., 2006; Cecero et al., 2004). Young с соавт. (2006, p. 7) определяют ранние дезадаптивные схемы как «широкие, всепроникающие темы или паттерны, состоящие из воспоминаний, эмоций, когниций и телесных ощущений, касающиеся себя и отношений с другими людьми, сформировавшиеся в детстве или подростковом возрасте, развивающиеся в течение всей жизни и значительно дисфункциональные». Будучи активированы, схемы искажают процесс обработки и восприятия текущих событий и опыта (Blissett et al., 2006), а также влияют на аффективные и поведенческие реакции (Carr & Francis, 2010).

Опорная идея схема-терапии Янга состоит в том, что ранние дезадаптивные схемы формируются в ответ на травмирующие события и повторяющиеся переживания неудовлетворенных эмоциональных потребностей в детстве. Янг с соавт. (2006) выделяют 18 схем (полный список и определения см. здесь). Схемы сгруппированы в четыре домена на основе теоретических представлений об их происхождении в детстве и эмпирических исследований факторной структуры Схемного Опросника Янга (Bach, Lockwood, & Young, 2018):
  • Схемы домена отвержения связаны с неудовлетворенными потребностями в безопасности, причастности и эмоциональной заботе.
  • Домен нарушенной автономии и компетентности включает схемы, связанные с неудовлетворенными потребностями в автономии, компетентности и свободе выражения собственных потребностей и чувств.
  • Схемы домена нарушенных границ формируются в ответ на отсутствие адекватных правил, границ и реципрокности.
  • Схемы гиперответственности и высоких стандартов связаны с неудовлетворенными потребностями в реалистичных ожиданиях и правилах (Bach, Lockwood, & Young, 2018).

В центре внимания настоящего обзора — связь между неблагоприятными событиями детства и ранними дезадаптивными схемами во взрослой жизни. В данном обзоре под неблагоприятными событиями детства подразумевается потенциально травматичный опыт, в том числе открытые формы насилия (например, сексуализированное насилие), а также более скрытые и длительные формы неблагоприятных воздействий (например, эмоциональное пренебрежение). Модель схем предлагает разделение неблагоприятных событий детства на четыре типа:
  • токсическая фрустрация потребностей;
  • травматизация и виктимизация;
  • чрезмерное потакание или чрезмерная защита;
  • избирательная интернализация или идентификация.
1
Токсическая фрустрация потребностей возникает, когда ребенок испытывает «слишком мало хорошего», как, например, в отсутствие регулярной заботы и ухода (Young et al., 2006, p. 10).

Теория гласит, что это приводит к развитию у ребенка схем Эмоциональной депривации (ожидание того, что потребность в эмоциональной поддержке не будет адекватно удовлетворена) и Покинутости (ожидание того, что значимые другие не смогут продолжать оказывать поддержку и быть в контакте с ребенком; Young et al., 2006).
2
Травматизация и виктимизация подразумевают, что ребенку причиняется вред — например, физическое, эмоциональное или сексуализированное насилие.

Янг с соавт. (Young et al., 2006) предположили, что этот опыт наиболее сильно связан со схемами Недоверия / Жестокого обращения (ожидание того, что другие будут причинять боль, вредить или манипулировать) и Стыда / Дефективности (представление о собственной дефективности, плохости, нежеланности, неполноценности или недостойности любви).
3
Если детям чрезмерно потакают или гиперопекают, должным образом не удовлетворяются потребности в самостоятельности и здоровых границах (Young et al., 2006, p. 10).

Родители могут быть чрезмерно вовлечены в жизнь ребенка (Young et al., 2006), что приводит к развитию схем Зависимости / Беспомощности (убеждение в том, что человек не в состоянии справиться со своими повседневными обязанностями).
4
Наконец, при выборочной интернализации и идентификации ребенок идентифицирует себя с мыслями и поведением родителя и перенимает их (Young et al., 2006).

Например, ребенок, чьи родители склонны к пессимизму и опасениям, может перенять этот стиль мышления и развить схему Негативизма / Пессимизма (преувеличенное ожидание того, что все будет происходить нежелательным образом).
В основе схема-терапии лежит идея о том, что неблагоприятные переживания в раннем возрасте приводят к развитию ранних дезадаптивных схем, которые, в свою очередь, создают когнитивную уязвимость к психическим заболеваниям. Соответственно, центральное место в схема-терапии занимает переработка ключевых детских воспоминаний при помощи экспериентальных техник (Hoffart Lunding & Hoffart, 2016). Схема-терапия лечит длительные психические расстройства, как, например, депрессия или расстройство личности, при помощи ограниченного родительства и помощи клиентам в исцелении их травмированного внутреннего ребенка (режим Уязвимого ребенка) (Roelofs et al., 2016). Этот акцент на раннем жизненном опыте отличает схема-терапию от традиционных когнитивных подходов (Simard et al., 2011). В силу этих теоретических и клинических связей, многие эмпирические исследования изучали ассоциации между неблагоприятными событиями детства и ранними дезадаптивными схемами. Однако на данный момент формального синтеза этой литературы не проведено.

Цель систематического обзора

Целью настоящего обзора было систематическое изучение и мета-анализ доказательной базы по проблеме неблагоприятных факторов в детстве и ранних дезадаптивных схем во взрослом возрасте. Понимание сложных взаимосвязей между конкретными формами неблагоприятного детского опыта и конкретными дезадаптивными схемами может улучшить наше понимание этиологии расстройств психики во взрослом возрасте. Более точное понимание того, как конкретные формы неблагоприятного детского опыта связаны с ранними дезадаптивными схемами, может послужить основой для клинической оценки и терапии, а также дать опору вмешательствам, связанным с темой родительства (Louis et al., 2018). Наконец, полученные результаты могут помочь определить направления будущих исследований, прояснив пробелы в литературе и критически оценив доказательную базу.

Метод

Мы провели систематический обзор и мета-анализ ассоциаций между неблагоприятным детским опытом и ранними дезадаптивными схемами, выявленными Young с соавт. Данный обзор соответствует требованиям стандарта PRISMA (Moher et al., 2009), а протокол был зарегистрирован в базе данных систематических обзоров PROSPERO (http://www.crd.york.ac.uk/prospero; регистрационный номер CRD42020154823).

Стратегия поиска

Поиск в электронных базах данных PsycInfo, PubMed и CINAHL проводился 26 ноября 2019 г. с использованием поисковых терминов «Young AND Schema». Учитывая, что доказательная база по ранним дезадаптивным схемам относительно невелика, использовался расширенный поиск: искомые термины могли встречаться в любом месте текста исследования. Поиск ограничивался рецензируемыми статьями и статьями, написанными на английском языке там, где это было возможно. Ограничения по дате публикации не применялись. Дополнительные источники выявлялись путем ручного поиска списков литературы в исследованиях, признанных релевантными в результате первоначального поиска, а также путем просмотра статей, ссылающихся на эти исследования, в Web of Science. Прямой и ручной поиск ссылок был завершен 15 января 2020 г.

Критерии отбора

Исследования должны были соответствовать следующим критериям включения:
  • (a) дизайны исследований типа «случай-контроль», продольного, поперечного или ретроспективного исследования;
  • (b) публикация в рецензируемом журнале;
  • © анализ одного или нескольких неблагоприятных событий детства в качестве независимой переменной;
  • (d) средний возраст участников менее 18 лет на момент измерения неблагоприятных событий детства, или наличие ретроспективных отчетов взрослых участников о детском опыте;
  • (e) анализ одной или нескольких из 18 ранних дезадаптивных схем (согласно определению Young et al.) в качестве зависимой переменной;
  • (f) оценка схем участников в возрасте 18 лет и старше;
  • (g) достаточно подробно описанная связь между неблагоприятным детским опытом и схемами (для возможности расчета величины бивариационного эффекта без поправок).
Исследования исключались, если:
  • (a) в статье не были представлены оригинальные данные (например, статья представляла собой обзор, мета-анализ или документ-обсуждение);
  • (b) статья была написана не на английском языке;
  • © измерения проводились после воздействия вмешательства;
  • (d) многочисленные неблагоприятные события были объединены в одну переменную; (e) ранние дезадаптивные схемы были подсчитаны суммарно или в виде доменов (например, общий балл домена «Отсутствие связи и Отвержение»);
  • (f) в качестве зависимой переменной использовались режимы вместо схем (например, опросник Schema Mode Inventory).
Первый автор провел отбор всех потенциально подходящих исследований на основании названия и аннотации статьи, а при необходимости и полного текста. Второй автор независимо подтвердил, что все отобранные исследования соответствуют критериям включения.

Извлечение данных и управление ими

Все включенные данные были извлечены двумя авторами независимо друг от друга в стандартизированную электронную таблицу. Извлечение данных завершили PP и AB, затем PP сопоставил их. Расхождения решались путем обсуждения. Данные включили описательную информацию о выборке, подробное описание зависимых и независимых переменных, а также размер и направление эффекта. Для обработки статей, в которых сообщалось о множественных связях интересующих переменных или данные дублировались, были разработаны иерархии решений.

Кодирование

PP сгруппировал переменные неблагоприятного детского опыта в темы на основе контент-анализа пунктов шкал. Если пункты не удавалось найти, классификация тем строилась на основе описания шкалы, приведенной в разделах о методах. Названия и определения тем были основаны на переменных исследования Adverse Childhood Experiences Study (Felitti et al., 1998) и темах, использованных в аналогичном обзоре (Lim & Barlas, 2019). Первый автор составил первоначальную схему кодирования. RY и AB независимо друг от друга изучили список кодирования с тем, чтобы оценить точность кодирования измерений и ясность кодовых определений. Расхождения обсуждались до достижения консенсуса.

Типы неблагоприятного детского опыта были затем объединены в темы, выделенные Young с соавт. (2006):
  • (а) токсическая фрустрация потребностей,
  • (б) травматизация или виктимизация.
По спектру черт родительства, связанных с двумя оставшимися типами неблагоприятного детского опыта — Гиперопека / Потакание и Избирательная интернализация / Идентификация — данных было недостаточно. Поэтому в данном обзоре рассматриваются только переменные, связанные с жестоким обращением и пренебрежением.

Оценка качества

1
Репрезентативность выборки:

  • (а) действительно репрезентативная по отношению к средней в исследуемой популяции: все субъекты либо случайная (рандомизированная) выборка,
  • (б) в некоторой степени репрезентативная по отношению к средней в исследуемой популяции (не рандомизированная выборка),
  • (в) нечеткое описание стратегии выборки или ее отсутствие.
2
Объем выборки:

  • (а) статистически обоснован и удовлетворителен,
  • (б) не обоснован (N<100)/
3
Надежность данных о прошлом (фактор риска):
  • (а) валидированный инструмент измерения,
  • (б) не валидированный, но описанный или доступный инструмент измерения,
  • (в) нет описания инструмента измерения.
4
Оценка результата:
  • (а) независимая слепая оценка,
  • (б) привязка к записям,
  • (в) самоотчет,
  • (г) нет описания.

Процедуры мета-анализа

Для проведения серии мета-анализов использовалась программа Meta-Essentials (Suurmond et al., 2017). Отдельные мета-анализы проводились для изучения каждого из неблагоприятных событий детства как предикторов ранних дезадаптивных схем. Там, где это было возможно, проводились отдельные мета-анализы для родительского поведения отцов и матерей. В соответствии с рекомендациями Джексона и Тернера (2017), касающимися достаточной мощности мета-анализов с сильно неоднородными наборами данных, мета-анализы проводились только при наличии не менее пяти исследований.

Расчет размера эффекта

В качестве суммарного показателя величины эффекта был выбран коэффициент корреляции r, поскольку он часто приводится в отчетах и легко интерпретируется. При интерпретации суммарного размера эффекта r не менее 0,1 считается малым, 0,3 — средним, а 0,5 — большим (Cohen, 1992). Если указывался иной показатель эффекта, он пересчитывался в коэффициент корреляции r с помощью онлайн-калькулятора Practical Meta-Analysis Effect Size Calculator (Wilson, 2001).

Оценка гетерогенности и предвзятости публикаций

Во всех анализах использовалась модель случайных эффектов, поскольку ожидалась значительная гетерогенность. Гетерогенность оценивалась с помощью статистики I2. Значение I2, равное 0%, свидетельствует об отсутствии гетерогенности, более высокие значения указывают на большую гетерогенность (25% - низкая, 50% - умеренная и 75% - значительная). Чтобы провести анализ подгрупп и тесты на предвзятость публикаций, мета-анализ должен включать минимум 10 исследований (Higgins & Green, 2011). Поскольку большинство рассмотренных мета-анализов включало менее 10 исследований, эти тесты не приводились.

Результаты

Характеристика включенных исследований

Всего в мета-анализ мы включили 33 исследования. Включенные исследования отмечены звездочками в списке литературы. Исследования были опубликованы в период с 2000 по 2019 год. Почти во всех исследованиях использовался ретроспективный дизайн (k=32), и только одно исследование было продольным. Объем выборки варьировал от 30 до 1102 участников (Mdn N=100). Среди участников преобладали женщины: из 33 исследований 15 включали только женщин, 15 — смешанные выборки, два — только мужчин, и одно не сообщало о гендерном составе выборки. Средний возраст участников варьировался от 18,8 (SD = 1,4) до 43,4 (SD = 22,6) лет. Чуть более трети исследований проводились на клинических выборках (k =13), в двух исследованиях неклинические и клинические участники были объединены в одну группу, и одно исследование имело дизайн случай-контроль. Среди исследований с клиническими выборками несколько сосредотачивалось на людях с расстройствами пищевого поведения (k=5). Там, где использовались неклинические выборки (k=19), они были собраны из студентов университетов и местного населения. Исследования проводились в США (k=9), Великобритании (k=8), Иране (k=3), Австралии (k=2). Франции (k= 2), Канаде (k= 2), Турции (k= 2), Испании (k= 2), Дании (k= 1), Китае (k= 1) и Индии (k= 1).

Оценка качества

Выборка большинства исследований была оценена как «в некоторой степени репрезентативная по отношению к средней в исследуемой популяции» (не рандомизированная выборка; k = 27), а в остальных шести — как «действительно репрезентативная». Размеры выборок в основном были «статистически обоснованными и удовлетворительными» (k = 14), однако в девяти исследованиях использовались выборки менее 100 участников, что не подтверждалось анализом мощности. Определение факторов риска (т.е. неблагоприятного детского опыта) во всех исследованиях проводилось с помощью валидированных измерительных инструментов, за исключением одного, в котором использовалось клиническое интервью-опрос. Во всех исследованиях для оценки ранних дезадаптивных схем использовалась версия опросника Young Schema Questionnaire, что попадает в категорию самоотчетов для оценки результата.

Связь неблагоприятного детского опыта с ранними дезадаптивными схемами
Всего было проведено 124 мета-анализа. Учитывая этот объем, в тексте ниже мы представим исследования только с суммарной величиной эффекта больше 0,10. В мета-анализах, показавших наличие связи, суммарная величина эффекта колеблется от 0,16 до 0,51. Наибольшее число ассоциаций, включенных в один мета-анализ, составило 14. Большинство мета-анализов показали значительную гетерогенность. В онлайн-приложении 5 приведены подробные данные о величине эффекта для всех включенных ассоциаций, сгруппированных по темам.

Токсическая фрустрация потребностей

  • Эмоциональное пренебрежение
Материнское эмоциональное пренебрежение показало высокую корреляцию со схемой Эмоциональной Депривации, среднюю корреляцию со схемами Социальной Отчужденности и слабую корреляцию со схемами Недоверия / Жестокого Обращения, Дефективности / Стыдливости, Неуспешности, Покорности и Недостаточности Самоконтроля.


Отцовское эмоциональное пренебрежение показало слабую корреляцию со схемой Недостаточности Самоконтроля. Общее эмоциональное пренебрежение со стороны родителей или опекунов показало среднюю корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации и Недоверия / Жестокого Обращения, и слабую корреляцию со схемами Социальной Отчужденности, Дефективности / Стыдливости, Неуспешности, Зависимости / Некомпетентности, Уязвимости и Подавленности Эмоций.

  • Физическое пренебрежение
Физическое пренебрежение со стороны родителей или членов семьи показало слабую корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации, Дефективности / Стыдливости, Уязвимости и Подавленности Эмоций.

Травматизация или виктимизация

  • Эмоциональное насилие
Эмоциональное насилие со стороны матери показало среднюю корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации и Социальной Отчужденности, и слабую корреляцию со схемами Покинутости, Недоверия / Жестокого Обращения, Дефективности / Стыдливости, Неуспешности, Уязвимости, Покорности, Самопожертвования и Жестких Стандартов. Эмоциональное насилие со стороны отца показало среднюю корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации, Недоверия / Жестокого Обращения, Дефективности / Стыдливости, Социальной Отчужденности и слабую корреляцию со схемами Покинутости, Неуспешности, Зависимости / Некомпетентности, Уязвимости, Покорности и Жестких Стандартов. Общее эмоциональное насилие со стороны родителя или другого человека показало среднюю корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации, Покинутости, Недоверия / Жестокого Обращения, Социальной Отчужденности, Дефективности / Стыдливости, Уязвимости и Покорности, и слабую корреляцию со схемами Неуспешности, Зависимости / Некомпетентности, Запутанности, Подавленности Эмоций и Недостаточности Самоконтроля.

  • Физическое насилие
Физическое насилие со стороны родителя или другого человека показало слабую корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации, Недоверия / Жестокого Обращения, Социальной Отчужденности, Дефективности / Стыдливости, Уязвимости и Покорности.

  • Сексуализированное насилие
Сексуализированное насилие со стороны родители или другого человека показало слабую корреляцию со схемами Эмоциональной Депривации, Покинутости, Недоверия / Жестокого Обращения, Социальной Отчужденности, Дефективности / Стыдливости, Запутанности и Покорности.

Обсуждение

Теория схема-терапии подразумевает, что ранние дезадаптивные схемы развиваются в ответ на неудовлетворение основных эмоциональных потребностей в детстве (Young et al., 2006). Данная статья дает обзор эмпирических свидетельств этой теории, обобщая литературные данные о неблагоприятном детском опыте — токсической фрустрации потребностей (т.е. эмоциональным и физическим пренебрежением), травматизации или виктимизации (т.е. сексуализированным, физическим и эмоциональным насилием) — и его связи со схемами во взрослом возрасте. Были обнаружены корреляции — от слабой до высокой — схем с эмоциональным пренебрежением, слабые и умеренные корреляции с эмоциональным насилием и слабые корреляции с физическим пренебрежением, физическим насилием и сексуализированным насилием. Результаты данного систематического обзора и мета-анализа в значительной степени подтверждают предположение о том, что схемы во взрослом возрасте связаны с историей жестокого обращения и пренебрежения в детском и подростковом возрасте.

Как и ожидалось, эмоциональное и физическое пренебрежение были в первую очередь связаны со схемами, касающимися возможности быть любимым, доверия, причастности и выражения эмоций. Так, связь между материнским эмоциональным пренебрежением и схемой Эмоциональной Депривации превысила 0,50 — и стала самым большим суммарным размером эффекта в данном обзоре. Вывод о том, что материнское эмоциональное пренебрежение является одним из наиболее значимых факторов риска развития дезадаптивных схем, согласуется с данными литературы. Негативное влияние материнской невосприимчивости на развитие ребенка хорошо известно (Boyle et al., 2004), что было продемонстрировано в классическом эксперименте Троника «неподвижное лицо» (Tronick et al., 1978).

Интересно отметить, что эмоциональное пренебрежение опекунов также оказалось связано со схемами домена нарушенной автономии — Неуспешностью, Зависимостью / Беспомощностью и Уязвимостью. Это говорит о том, что отсутствие эмоциональной поддержки может подорвать уверенность в своей способности добиваться успеха, справляться с повседневными обязанностями и не допускать причинения вреда себе или другим.

Эмоциональное насилие имело наибольшее количество корреляций (слабой или умеренной силы) с 18 схемами Янга. Физическое и сексуализированное насилие имели незначительные корреляции со схемами, несмотря на их острый и травматический характер. Эти результаты согласуются с данными о том, что эмоциональное насилие связано с крайне тяжелыми и хроническими негативными последствиями (Crawford & Wright, 2007; Gong & Chan, 2018). Более того, эмоциональное насилие может как лежать в основе, так и усиливать последствия других форм жестокого обращения (Boyda et al., 2018; Crawford & Wright, 2007). Как показано в работе Hughes et al. (2017), неблагоприятные события детства, как правило, не существуют отдельно друг от друга, а взаимосвязаны и часто встречаются вместе. Например, то, как опекун реагирует на рассказ ребенка о сексуализированном или физическом насилии, может повлиять и на психическое благополучие (Lovett, 2004). Совокупное влияние нескольких форм жестокого обращения на формирование схем требует дальнейших исследований.

Схема Эмоциональной Депривации оказалась наиболее сильно связана со всеми типами неблагоприятных событий детства (диапазон r = 0,23 — 0,51). Различные формы жестокого обращения и пренебрежения связаны с ощущением невидимости, отсутствия заботы и неважности для окружающих. Таким образом, схема Эмоциональной Депривации является важной мишенью для вмешательств. Например, ограниченное родительство — ключевой механизм схема-терапии, обеспечивающий клиентам опыт сочувствия, эмоциональной теплоты и принятия с целью удовлетворения основных эмоциональных потребностей, которые не были удовлетворены в детстве (Kellogg & Young, 2006).

Мы также обнаружили сильную связь между некоторыми типами неблагоприятного детского опыта и схемой Социальной Отчужденности. Янг с соавт. (2006) описывают схему Социальной Отчужденности как убеждение о «собственной отчужденности и отличности от остального мира и других людей». Теория предполагает, что она развивается преимущественно во внесемейных отношениях — а именно, в процессе общения со сверстниками. Сексуализированное и физическое насилие оказалось связано с Социальной Отчужденностью теснее, чем с любой другой схемой. Это позволяет предположить, что не только отвержение группой сверстников, но и опыт насилия могут создавать убеждение о собственной инаковости и неприкаянности. Это согласуется с результатами исследования Эллиотта с соавт. (2005), показавшим, что физическое насилие над детьми связано с ощущением социальной изоляции у подростков. Эллиотт с соавт. утверждают, что физическое насилие над детьми связано и социальную отчужденность опосредуют три механизма: нарушение способности к развитию привязанности к другим людям, снижение социальной компетентности и низкая самооценка. Учитывая, что схемы, согласно теории Боулби (1973), представляют собой дисфункциональные внутренние рабочие модели, опыт жестокого обращения или пренебрежения со стороны родителей или других людей может генерализоваться на представления о своей социальной желательности в целом.

Механизмы, лежащие в основе связи между физическим насилием, сексуализированным насилием и схемой Социальной Отчужденности, требуют дальнейшего эмпирического изучения, особенно в свете последних данных мета-анализов о том, что эта схема сильно связана с риском самоубийства (Pilkington et al., на рассмотрении).

Несмотря на то, что большая часть полученных результатов совпадает с теоретическими предположениями, мы не обнаружили эмпирической поддержки связи неблагоприятного детского опыта и схемой Грандиозности. Ни один из объединенных размеров эффекта, связанных с этой схемой, не превысил 0,10. Одно из возможных объяснений такой слабой связи заключается в том, что схема Грандиозности может быть в большей степени стилем отношений и копинг-стратегией, поскольку представляет собой отсутствие межличностной взаимности. Теоретически, эта схема может развиться в ответ на чрезмерное потакание или недостаток ограничений. Мы, однако, не нашли данных о влиянии чрезмерного потакания на развитие ребенка. Лим и Барлас (Lim and Barlas, 2019) в своем обзоре негативного детского опыта и депрессии также отмечают отсутствие средств измерения потакающего стиля воспитания.

Дальнейшие направления исследований

Существенным ограничением исследований на сегодняшний день является использование поперечного дизайна. Лишь в одном из 33 включенных исследований использовался продольный дизайн (Simard et al., 2011). Опора на перекрестные данные ограничивает надежность выводов настоящего обзора, особенно учитывая совпадение содержания некоторых измерений неблагоприятного детского опыта и пунктов опросника YSQ (например, «У меня не было человека, который действительно выслушал бы меня, понял меня или откликнулся на мои истинные потребности и чувства»). Для проверки временной причинной связи, предложенной теорией Янга, необходимы продольные исследования. Такой дизайн также может устранить проблемы, связанные с ошибками припоминания и зависимостью от настроения, которые свойственны ретроспективным измерениям методом самоотчета (Roemmele & Messman-Moore, 2011). Продольные дизайны также могут помочь установить время неблагоприятных событий в младенчестве, детстве или подростковом возрасте. И хотя модель Янга не указывает, в какой из возрастных периодов какие потребности становятся наиболее важны, модель стадий детского развития Эриксона (1959 г.) предполагает, что потребности в надежной привязанности, автономии, реалистичных ограничениях, идентичности и компетентности актуализируются в разное время. Таким образом, чтобы глубже понять взаимосвязь между неудовлетворенными психологическими потребностями и схемами, необходимо изучить, как возраст, в котором произошло неблагоприятное событие, влияет на его эффект.

В данном мета-анализе мы решили ограничиться темами неблагоприятного детского опыта, достаточно изученными, чтобы иметь приемлемую статистическую мощность (не менее пяти исследований; Jackson and Turner, 2017), вместо того, чтобы объединять разнородные события детства в более широкие темы, поскольку, согласно теории и клиническому опыту, между этими событиями существуют значительные различия. Это привело к тому, что исследований стиля воспитания (например, требовательного или чрезмерно тревожного) оказалось недостаточно для проведения мета-анализов по двум типам неблагоприятного детского опыта: чрезмерному контролю / чрезмерному потворству, и избирательной интернализации и идентификации. Учитывая теоретическую модель Янга и последние эмпирические данные, связывающие схемы с позитивным и негативным родительским поведением (Louis, Wood, and Lockwood, 2018; Louis, Wood, and Lockwood, 2020), имеет смысл уделить внимание доказательной базе по связи схем и родительского воспитания.

Схожим образом, ряд неблагоприятных событий детства не удалось включить в настоящий обзор из-за недостатка данных. В частности, мы не смогли изучить влияние развода или раздельного проживания родителей, употребления родителями алкоголя и психоактивных веществ, насилия между родителями, а также травлю со стороны сверстников. Почти треть респондентов в исследовании MacDonald et al. (2015) сообщали о неблагоприятных событиях, не отраженных в опроснике — как, например, буллинг и частые ссоры между родителями. Аналогично, Thimm (2010b) призывает включать в анализ более широкий спектр обстоятельств в детстве, способных повлиять на развитие личности.

По этой причине в дальнейших исследованиях имеет смысл использовать инструменты, позволяющие дифференцировать влияние источников негативного опыта либо авторов жестокого обращения и пренебрежения. Значимые отношения меняется на разных этапах развития ребенка — на первом году жизни большее значение для ребенка имеет тот, кто осуществляет основной уход, тогда как в подростковом возрасте более значимыми становятся сверстники и широкий социальный круг (Thimm, 2010b; Young et al., 2006). Боулби (Bowlby, 1969) описал наличие у детей иерархии фигур привязанности. Когда ребенок напуган, устал, болен или испытывает дистресс, он, как правило, ищет кого-то конкретного — свою центральную фигуру привязанности. Это дает основания предположить, что фигуры, осуществляющие уход, не взаимозаменяемы (Gillath et al., 2016). Шкалы, в которых респондентов спрашивают о значимых фигурах в целом, не чувствительны к потенциальным различиям между влиянием поведения матери, отца и сверстников. Внимания требует и роль других значимых фигур — например, бабушек и дедушек.

В будущих исследованиях необходимо подчеркнуть проблему обобщаемости, которая свойственна исследованиям на сегодняшний день. Выборки в текущем обзоре были преимущественно женскими, и в значительной части исследований состояли из студентов университетов. Известно, что из-за различий в процессе нейронального развития у мальчиков и у девочек воздействие неблагоприятного окружения влияет на них по-разному (Schore, 2017). Будущие исследования должны уделить внимание расширению выборки, чтобы повысить обобщаемость полученных результатов и, возможно, сделать вклад в изучение гендерных различий в формировании схем.

Сильные стороны и ограничения исследования

Достоинством данного систематического обзора является прозрачный и методичный подход к сбору данных в соответствии с требованиями стандарта PRISMA. Мета-анализ позволил нам обобщить и оценить большой объем данных о неблагоприятных факторах детства и их связи со схемами. Тем не менее, обзор имеет ряд ограничений.

Во-первых, мы допускаем, что подходящие исследования могли быть пропущены. В частности, поскольку авторы говорят лишь на английском языке, не было возможности включить исследования, опубликованные на иных языках. Возможно также, что наша поисковая стратегия не позволила выявить все статьи, пригодные для включения — однако, учитывая, что мы проверили почти 7000 записей, а результаты прямого и ручного поиска добавили лишь две ранее не обнаруженные статьи, мы уверены в тщательности нашего поиска.

Во-вторых, большинству мета-анализов была свойственна умеренная или значительная гетерогенность, однако провести анализ подгрупп или мета-регрессионный анализ для изучения опосредующих или модерирующих факторов не оказалось возможным (Shah & Waller, 2000). Так, например, Янг (Young, 2006) предполагает, что влияние жестокого обращения в детстве зависит и от биопсихосоциальных факторов, таких как темперамент ребенка. Кроме того, результаты были получены на основе различных версий опросника YSQ, которые отличаются по количеству и содержанию пунктов, что могло добавить результатам неконсистентности. Кроме того, различные типы выборок (клинические и неклинические) анализировались совместно, что не позволило изучить тип выборки в качестве модератора. Дальнейшее разделение неблагоприятных событий детства на подтипы может улучшить наше понимание того, зависят ли они друг от друга (Hughes et al. 2017). В будущих обзорах можно попытаться изучить сочетанный эффект неблагоприятных событий детства с помощью мета-аналитического моделирования структурными уравнениями. Этот метод также можно использовать для более тщательной проверки модели схем Янга, изучив роль ранних дезадаптивных схем как опосредующих связь между неблагоприятными событиями детства и психопатологией во взрослом возрасте.

Наконец, мы оставили вне фокуса рассмотрения еще одну сторону теории Янга (2006), а именно — копинг-реакции ребенка на неблагоприятный опыт. Янг предположил, что у ребенка есть три варианта ответа на угрозу неудовлетворения основных эмоциональных потребностей: «борьба, бегство или замирание». Например, Боулби (Bowlby, 1988) утверждает, что в ответ на насилие со стороны родителей у ребенка может сформироваться стиль привязанности, при котором он избегает или обесценивает определенные взаимодействия с фигурой привязанности, не удовлетворяющей или нарушающей его эмоциональные потребности. Такой стиль взаимодействия будет влиять на формирование схем и, соответственно, на результаты YSQ. В будущих исследованиях это может быть учтено.

Заключение

Таким образом, данный обзор обобщает современные данные, связывающие опыт раннего детства с ранними дезадаптивными схемами во взрослой жизни. В целом, данные литературы подтверждают предположение Янга о том, что воздействие неблагоприятных факторов в детстве связано с наличием дезадаптивных схем во взрослой жизни, однако для установления причинно-следственной связи необходимо больше лонгитюдных исследований. Полученные результаты имеют значение для оценки, терапии и профилактики комплексной травмы и хронических психических заболеваний. Примечательно, что эмоциональное насилие и отсутствие эмоциональной теплоты оказались наиболее значимыми предикторами дезадаптивных схем во взрослом возрасте. Полученные данные свидетельствуют о том, что неблагоприятный детский опыт предсказывает когнитивные искажения, связанные с недостаточной автономией, низкой самооценкой трудностями в регуляции эмоций и межличностными трудностями — то есть, свойственные всем сторонам жизни.
Важно:
© Перевод является собственностью Института Схема-Терапии, Москва. Некоммерческое использование материалов возможно только с прямой ссылкой на МИСТ, для коммерческого использования материалов, пожалуйста, напишите нам на info@schema-therapy.ru

Вам также может быть интересно:

И многое другое — в клубе профессионального развития «Схема-терапия: наука и практика»

Позиционный документ международной рабочей группы, в котором описаны основные положения новой реформулированной теории схема-терапии.

Библиография

  1. *Bach, B., Lockwood, G., & Young, J. E. (2018). A new look at the schema therapy model: organization and role of early maladaptive schemas. Cognitive Behavior Therapy, 47(4), 328−349. doi: 10.1080/16 506 073.2017.1 410 566
  2. Blissett, J., Walsh, J., Harris, G., Jones, C., Leung, N., & Meyer, C. (2006). Different core Beliefs Predict Paternal and Maternal Attachment Representations in Young Women. Clinical Psychology & Psychotherapy, 13(3), 163−171. doi: 10.1002/cpp.482
  3. *Bortolon, C., Seillé, J., & Raffard, S. (2017). Exploration of trauma, dissociation, maladaptive schemas and auditory hallucinations in a French sample. Cognitive Neuropsychiatry, 22(6), 468−485. doi: 10.1080/13 546 805.2017.1 387 524
  4. *Bouvard, M., Denis, A., & Roulin, J. L. (2018). Psychometric properties of the French version of the Young Schema Questionnaire — Short Form 3 (YSQ-S3). The Spanish Journal of Psychology, 21, E57. doi: 10.1017/sjp.2018.66
  5. Bowlby, J. (1969). Attachment and Loss, Volume 1: Attachment. New York: Basic Books. Retrieved 6 April 2020 from parentalalienationresearch.com/PDF/1969bowlby.pdf
  6. Bowlby, J. (1973). Attachment and Loss: Volume II: Separation, Anxiety and Anger. London: The Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis.
  7. Bowlby, J. (1988). A Secure Base: Clinical Applications of Attachment Theory. London: Routledge.
  8. Boyda, D., McFeeters, D., Dhingra, K., & Rhoden, L. (2018). Childhood maltreatment and psychotic experiences: Exploring the specificity of early maladaptive schemas. Journal of Clinical Psychology, 74(12), 2287−2301. doi: 10.1002/jclp.22 690
  9. Boyle, M. H., Jenkins, J. M., Georgiades, K., Cairney, J., Duku, E., & Racine, Y. (2004). Differential-maternal parenting behavior: Estimating within-and between-family effects on children. Child Development, 75(5), 1457−1476. doi: 10.1111/j.1467−8624.2004.751.x
  10. *Can, Y., Anlı, İ., Evren, C., & Yılmaz, D. (2019). Alcohol use disorder and emotional abuse: The mediating role of early maladaptive schemas. Anadolu Psikiyatri Dergisi, 20(2), 125−132. doi: 10.5455/apd.2849
  11. *Carr, S. N., & Francis, A. J. P. (2010). Do early maladaptive schemas mediate the relationship between childhood experiences and avoidant personality disorder features? A preliminary investigation in a non-clinical sample. Cognitive Therapy and Research, 34(4), 343−358. doi: 10.1007/s10608−009−9250−1
  12. Cecero, J. J., Nelson, J. D., & Gillie, J. M. (2004). Tools and tenets of Schema Therapy: Toward the construct validity of the Early Maladaptive Schema Questionnaire-Research Version (EMSQ-R). Clinical Psychology and Psychotherapy, 11(5), 344−357. doi: 10.1002/cpp.401
  13. *Coates, A. A., & Messman-Moore, T. L. (2014). A structural model of mechanisms predicting depressive symptoms in women following childhood psychological maltreatment. Child Abuse and Neglect, 38(1), 103−113. doi:10.1016/j.chiabu.2013.10.005
  14. Cohen, J. (1992). A power primer. Psychological Bulletin, 112(1), 155−159. doi:10.1037/0033−2909.112.1.155
  15. Crawford, E., & Wright, M.O.D. (2007). The impact of childhood psychological maltreatment on interpersonal schemas and subsequent experiences of relationship aggression. Journal of Emotional Abuse, 7(2), 93−116. doi: 10.1300/j135v07n0206
  16. Elliott, G. C., Cunningham, S. M., Linder, M., Colangelo, M., & Gross, M. (2005). Child physical abuse and self-perceived social isolation among adolescents. Journal of Interpersonal Violence, 20(12), 1663−1684.
  17. Erikson, E.H. (1959). Identity and the Life Cycle: Selected Papers. Psychological Issues, 1, 1−171.
  18. *Estévez, A., Jauregui, P., Ozerinjauregi, N., & Herrero-Fernández, D. (2017). The role of early maladaptive schemas in the appearance of psychological symptomatology in adult women victims of child abuse. Journal of Child Sexual Abuse, 26(8), 889−909.doi: 10.1080/10 538 712.2017.1 365 318
  19. *Estévez, A., Ozerinjauregi, N., Jauregui, P., & Orbegozo, U. (2016). Mediating role of parenting styles between emotional abuse and neglect, and the occurrence of EMSs among sexual abuse victims. Journal of Child Custody: Research, Issues, and Practices, 13(1), 52−71. doi: 10.1080/15 379 418.2016.1 133 256
  20. Felitti, V. J., Anda, R. F., Nordenberg, D., Williamson, D. F., Spitz, A. M., Edwards, V., & Marks, J. S. (1998). Relationship of childhood abuse and household dysfunction to many of the leading causes of death in adults: The Adverse Childhood Experiences (ACE) Study. American Journal of Preventive Medicine, 14(4), 245−258.
  21. *Ford, G., Waller, G., & Mountford, V. (2011). Invalidating childhood environments and core beliefs in women with eating disorders. European Eating Disorders Review, 19(4), 316−321. doi: 10.1002/erv.1053
  22. *Gibson, M., & Francis, A. J. P. (2019). Intergenerational transfer of early maladaptive schemas in mother-daughter dyads, and the role of parenting. Cognitive Therapy and Research, 43(4), 737−747. doi: 10.1007/s10608−018−9 994−3
  23. *Gong, J., & Chan, R. C. K. (2018). Early maladaptive schemas as mediators between childhood maltreatment and later psychological distress among Chinese college students. Psychiatry Research, 259, 493−500. doi: 10.1016/j.psychres.2017.11.019
  24. *Harding, H. G., Burns, E. E., & Jackson, J. L. (2012). Identification of child sexual abuse survivor subgroups based on early maladaptive schemas: Implications for understanding differences in posttraumatic stress disorder symptom severity. Cognitive Therapy and Research, 36(5), 560−575. doi: 10.1007/s10608−011−9385−8
  25. *Harris, A. E., & Curtin, L. (2002). Parental perceptions, early maladaptive schemas, and depressive symptoms in young adults. Cognitive Therapy and Research, 26(3), 405−416. doi: 10.1023/A:1 016 085 112 981
  26. *Hartt, J., & Waller, G. (2002). Child abuse, dissociation, and core beliefs in bulimic disorders. Child Abuse and Neglect, 26(9), 923−938. doi: 10.1016/s0145−2134(02)00362−9
  27. *Hassija, C. M., Robinson, D., Silva, Y., & Lewin, M. R. (2018). Dysfunctional parenting and intimate partner violence perpetration and victimization among college women:
  28. The mediating role of schemas. Journal of Family Violence, 33(1), 65−73. doi:10.1007/s10896−017−9942−3
  29. Higgins, J., & Green, S. (2011, March 2011). Cochrane Handbook for Systematic Reviews of Interventions Version 5.1.0. The Cochrane Collaboration. Retrieved 6 April 2020 from www.handbook.cochrane.org.
  30. Hoffart Lunding, S., & Hoffart, A. (2016). Perceived Parental Bonding, Early Maladaptive Schemas and Outcome in Schema Therapy of Cluster C Personality Problems. Clinical Psychology & Psychotherapy, 23(2), 107−117. doi: 10.1002/cpp.1938
  31. Hughes, K., Bellis, M. A., Hardcastle, K. A., Sethi, D., Butchart, A., Mikton, C., … & Dunne, M. P. (2017). The effect of multiple adverse childhood experiences on health: a systematic review and meta-analysis. The Lancet Public Health, 2(8), e356-e366.
  32. Jackson, D., & Turner, R. (2017). Power analysis for random-effects meta-analysis. Research Synthesis Methods, 8,3, 290−302. doi: 10.1002/jrsm.1240
  33. *Jalali, M. R., Zargar, M., Salavati, M., & Kakavand, A. R. (2011). Comparison of early maladaptive schemas and parenting origins in patients with opioid abuse and non-abusers. Iranian Journal of Psychiatry, 6(2), 54−60.
  34. *Jenkins, P. E., Meyer, C., & Blissett, J. M. (2013). Childhood abuse and eating psychopathology: The mediating role of core beliefs. Journal of Aggression, Maltreatment and Trauma, 22(3), 248−261. doi: 10.1080/10 926 771.2013.741 665
  35. *Jones, C. J., Leung, N., & Harris, G. (2006). Father-daughter relationship and eating psychopathology: The mediating role of core beliefs. British Journal of Clinical Psychology, 45(3), 319−330. doi: 10.1348/1 446 6505X53489
  36. *Keith, L., Gillanders, D., & Simpson, S. (2009). An exploration of the main sources of shame in an eating-disordered population. Clinical Psychology and Psychotherapy, 16(4), 317−327. doi: 10.1002/cpp.629
  37. Kellogg, S. H., & Young, J. E. (2006). Schema therapy for borderline personality disorder. Journal of Clinical Psychology, 62(4), 445−458.
  38. *Leung, N., Thomas, G., & Waller, G. (2000). The relationship between parental bonding and core beliefs in anorexic and bulimic women. British Journal of Clinical Psychology, 39, 205−213. doi: 10.1348/14 466 500 163 220
  39. Lim, C. R., & Barlas, J. (2019). The effects of toxic early childhood experiences on depression according to Young Schema Model: A scoping review. Journal of Affective Disorders, 246, 1−13. doi: 10.1016/j.jad.2018.12.006
  40. *Louis, J. P., Wood, A. M., & Lockwood, G. (2018). Psychometric validation of the Young Parenting Inventory — Revised (YPI-R2): Replication and extension of a commonly used parenting scale in Schema Therapy (ST) research and practice. PloS One, 13(11), e0205605. doi: 10.1371/journal.pone.205 605
  41. Louis, J. P., Wood, A. M., & Lockwood, G. (2020). Development and validation of the Positive Parenting Schema Inventory (PPSI) to complement the Young Parenting Inventory (YPI) for Schema Therapy (ST). Assessment, 27(4), 766−786.
  42. Lovett, B. B. (2004). Child sexual abuse disclosure: Maternal response and other variables impacting the victim. Child and Adolescent Social Work Journal, 21(4), 355−371. doi:10.1023/b:casw.35 221.78729.d6
  43. *MacDonald, K., Sciolla, A. F., Folsom, D., Bazzo, D., Searles, C., Moutier, C.,. .. Norcross, B. (2015). Individual risk factors for physician boundary violations: the role of attachment style, childhood trauma and maladaptive beliefs. General Hospital Psychiatry, 37(5), 489−496. doi: 10.1016/j.genhosppsych.2015.06.002
  44. *McCarthy, M. C., & Lumley, M. N. (2012). Sources of emotional maltreatment and the differential development of unconditional and conditional schemas. Cognitive Behavior Therapy, 41(4), 288−297. doi: 10.1080/16 506 073.2012.676 669
  45. *Messman-Moore, T. L., & Coates, A. A. (2007). The impact of childhood psychological abuse on adult interpersonal conflict: The role of early maladaptive schemas and patterns of interpersonal behavior. Journal of Emotional Abuse, 7(2), 75−92. doi:10.1037/t12644−000
  46. Modesti, P. A., Reboldi, G., Cappuccio, F. P., Agyemang, C., Remuzzi, G., Rapi, S., Perruolo, E., & Parati, G. (2016). Panethnic differences in blood pressure in Europe: a systematic review and meta-analysis. PloS One, 11(1), e0147601.
  47. Moher, D., Liberati, A., Tetzlaff, J., & Altman, D. G. (2009). Preferred reporting items for systematic reviews and meta-analyses: the PRISMA statement. Annals of Internal Medicine, 151(4), 264−269. doi: 10.7326/0003−4819−151−4-200 908 180−135
  48. *Monirpoor, N., Gholamyzarch, M., Tamaddonfard, M., Khoosfi, H., & Ganjali, A. R. (2012). Role of father-child relational quality in early maladaptive schemas. International Journal of High Risk Behaviors & Addiction, 1(2), 50−54. doi:10.5812/ijhrba.4381
  49. Nicol, A., Mak, A. S., Murray, K., Walker, I., & Buckmaster, D. (2020). The relationships between early maladaptive schemas and youth mental health: A systematic review. Cognitive Therapy and Research, 44(4), 715−751. doi: 10.1007/s10608−020−10 092−6
  50. *Özdin, S., Sarisoy, G., Şahin, A. R., Arik, A. C., Özyıldız Güz, H., Böke, Ö., & Karabekiroğlu, A. (2018). Early maladaptive schemas in patients with bipolar and unipolar disorder. International Journal of Psychiatry in Clinical Practice, 22(2), 151−156. doi: 10.1080/13 651 501.2017.1 387 268
  51. *Quirk, S., Wier, D., Martin, S., & Christian, A. (2015). The influence of parental rejection on the development of maladaptive schemas, rumination, and motivations for self-injury. Journal of Psychopathology & Behavioral Assessment, 37(2), 283−295. doi:10.1007/s10862−014−9453-y
  52. *Rezaei, M., Ghazanfari, F., & Rezaee, F. (2016). The role of childhood trauma, early maladaptive schemas, emotional schemas and experimental avoidance on depression: A structural equation modeling. Psychiatry Research, 246, 407−414. doi:10.1037/t44552−000
  53. Roelofs, J., Muris, P., & Lobbestael, J. (2016). Acting and feeling like a vulnerable child, an internalized 'bad' parent, or a healthy person: The assessment of schema modes in non-clinical adolescents. Journal of Personality Disorders, 30(4), 469−482. doi:10.1521/pedi_201529_209
  54. *Roemmele, M., & Messman-Moore, T. L. (2011). Child abuse, early maladaptive schemas,
  55. and risky sexual behavior in college women. Journal of Child Sexual Abuse, 20(3), 264−283. doi: 10.1080/10 538 712.2011.575 445
  56. Schore, A. N. (2017). All our sons: The developmental neurobiology and neuroendocrinology of boys at risk. Infant Mental Health Journal, 38(1), 15−52. doi: 10.1002/imhj.21 616
  57. Shah, R., & Waller, G. (2000). Parental style and vulnerability to depression: The role of core beliefs. Journal of Nervous and Mental Disease, 188(1), 19−25. doi:10.1097/5 053−200 001 000−4
  58. *Sheffield, A., Waller, G., Emanuelli, F., Murray, J., & Meyer, C. (2005). Links between parenting and core beliefs: Preliminary psychometric validation of the Young Parenting Inventory. Cognitive Therapy and Research, 29(6), 787−802. doi:10.1007/s10608−005−4291−6
  59. *Simard, V., Moss, E., & Pascuzzo, K. (2011). Early maladaptive schemas and child and adult attachment: a 15-year longitudinal study. Psychology and Psychotherapy, 84(4), 349−366. doi: 10.1111/j.2044−8341.2010.2 009.x
  60. Suurmond, R., van Rhee, H., & Hak, T. (2017). Introduction, comparison, and validation of Meta-Essentials: A free and simple tool for meta-analysis. Research Synthesis Methods, 8(4), 537−553. doi: 10.1002/jrsm.1260
  61. Thimm, J. C. (2010a). Mediation of early maladaptive schemas between perceptions of parental rearing style and personality disorder symptoms. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 41(1), 52−59. doi: 10.1016/j.jbtep.2009.10.001
  62. Thimm, J. C. (2010b). Relationships between early maladaptive schemas and psychosocial developmental task resolution. Clinical Psychology and Psychotherapy, 17(3), 219−230. doi: 10.1002/cpp.647
  63. Tronick, E., Als, H., Adamson, L., Wise, S., & Brazelton, T. B. (1978). The infant’s response to entrapment between contradictory messages in face-to-face interaction. Journal of the American Academy of Child Psychiatry, 17(1), 1−13. doi: 10.1016/s0002−7138(09)62273−1
  64. *Waller, G., Meyer, C., Ohanian, V., Elliott, P., Dickson, C., & Sellings, J. (2001). The psychopathology of bulimic women who report childhood sexual abuse: The mediating role of core beliefs. Journal of Nervous and Mental Disease, 189(10), 700−708. doi: 10.1097/5 053−200 110 000−7
  65. Wells, G. A., Tugwell, P., O’Connell, D., Welch, V., Peterson, J., Shea, B., & Losos, M. (2015). The Newcastle-Ottawa Scale (NOS) for assessing the quality of nonrandomized studies in meta-analyses. Retrieved 6 April 2020 from www.ohri.ca/programs/clinical_epidemiology/nos_manual.pdf
  66. *Wesley, M. S., & Manjula, M. (2015). Early maladaptive schemas and early trauma experiences in depressed and non-depressed individuals: An Indian study. Journal of Psychosocial Research, 10(1), 125−137. doi: 10.1080/17 542 863.2017.1 342 677.
  67. Wilson, D. B. (2001). Practical Meta-Analysis Effect Size Calculator [Online calculator]. Retrieved 6 April 2020 from campbellcollaboration.org/research-resources/effect-size-calculator.html
  68. Young, J. E., Klosko, J. S., & Weishaar, M. E. (2006). Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York: Guilford Press.