Теория схема-терапии подразумевает, что ранние дезадаптивные схемы развиваются в ответ на неудовлетворение основных эмоциональных потребностей в детстве (Young et al., 2006). Данная статья дает обзор эмпирических свидетельств этой теории, обобщая литературные данные о неблагоприятном детском опыте — токсической фрустрации потребностей (т.е. эмоциональным и физическим пренебрежением), травматизации или виктимизации (т.е. сексуализированным, физическим и эмоциональным насилием) — и его связи со схемами во взрослом возрасте. Были обнаружены корреляции — от слабой до высокой — схем с эмоциональным пренебрежением, слабые и умеренные корреляции с эмоциональным насилием и слабые корреляции с физическим пренебрежением, физическим насилием и сексуализированным насилием. Результаты данного систематического обзора и мета-анализа в значительной степени подтверждают предположение о том, что схемы во взрослом возрасте связаны с историей жестокого обращения и пренебрежения в детском и подростковом возрасте.
Как и ожидалось, эмоциональное и физическое пренебрежение были в первую очередь связаны со схемами, касающимися возможности быть любимым, доверия, причастности и выражения эмоций. Так, связь между материнским эмоциональным пренебрежением и схемой Эмоциональной Депривации превысила 0,50 — и стала самым большим суммарным размером эффекта в данном обзоре. Вывод о том, что материнское эмоциональное пренебрежение является одним из наиболее значимых факторов риска развития дезадаптивных схем, согласуется с данными литературы. Негативное влияние материнской невосприимчивости на развитие ребенка хорошо известно (Boyle et al., 2004), что было продемонстрировано в классическом эксперименте Троника «неподвижное лицо» (Tronick et al., 1978).
Интересно отметить, что эмоциональное пренебрежение опекунов также оказалось связано со схемами домена нарушенной автономии — Неуспешностью, Зависимостью / Беспомощностью и Уязвимостью. Это говорит о том, что отсутствие эмоциональной поддержки может подорвать уверенность в своей способности добиваться успеха, справляться с повседневными обязанностями и не допускать причинения вреда себе или другим.
Эмоциональное насилие имело наибольшее количество корреляций (слабой или умеренной силы) с 18 схемами Янга. Физическое и сексуализированное насилие имели незначительные корреляции со схемами, несмотря на их острый и травматический характер. Эти результаты согласуются с данными о том, что эмоциональное насилие связано с крайне тяжелыми и хроническими негативными последствиями (Crawford & Wright, 2007; Gong & Chan, 2018). Более того, эмоциональное насилие может как лежать в основе, так и усиливать последствия других форм жестокого обращения (Boyda et al., 2018; Crawford & Wright, 2007). Как показано в работе Hughes et al. (2017), неблагоприятные события детства, как правило, не существуют отдельно друг от друга, а взаимосвязаны и часто встречаются вместе. Например, то, как опекун реагирует на рассказ ребенка о сексуализированном или физическом насилии, может повлиять и на психическое благополучие (Lovett, 2004). Совокупное влияние нескольких форм жестокого обращения на формирование схем требует дальнейших исследований.
Схема Эмоциональной Депривации оказалась наиболее сильно связана со всеми типами неблагоприятных событий детства (диапазон r = 0,23 — 0,51). Различные формы жестокого обращения и пренебрежения связаны с ощущением невидимости, отсутствия заботы и неважности для окружающих. Таким образом, схема Эмоциональной Депривации является важной мишенью для вмешательств. Например, ограниченное родительство — ключевой механизм схема-терапии, обеспечивающий клиентам опыт сочувствия, эмоциональной теплоты и принятия с целью удовлетворения основных эмоциональных потребностей, которые не были удовлетворены в детстве (Kellogg & Young, 2006).
Мы также обнаружили сильную связь между некоторыми типами неблагоприятного детского опыта и схемой Социальной Отчужденности. Янг с соавт. (2006) описывают схему Социальной Отчужденности как убеждение о «собственной отчужденности и отличности от остального мира и других людей». Теория предполагает, что она развивается преимущественно во внесемейных отношениях — а именно, в процессе общения со сверстниками. Сексуализированное и физическое насилие оказалось связано с Социальной Отчужденностью теснее, чем с любой другой схемой. Это позволяет предположить, что не только отвержение группой сверстников, но и опыт насилия могут создавать убеждение о собственной инаковости и неприкаянности. Это согласуется с результатами исследования Эллиотта с соавт. (2005), показавшим, что физическое насилие над детьми связано с ощущением социальной изоляции у подростков. Эллиотт с соавт. утверждают, что физическое насилие над детьми связано и социальную отчужденность опосредуют три механизма: нарушение способности к развитию привязанности к другим людям, снижение социальной компетентности и низкая самооценка. Учитывая, что схемы, согласно теории Боулби (1973), представляют собой дисфункциональные внутренние рабочие модели, опыт жестокого обращения или пренебрежения со стороны родителей или других людей может генерализоваться на представления о своей социальной желательности в целом.
Механизмы, лежащие в основе связи между физическим насилием, сексуализированным насилием и схемой Социальной Отчужденности, требуют дальнейшего эмпирического изучения, особенно в свете последних данных мета-анализов о том, что эта схема сильно связана с риском самоубийства (Pilkington et al., на рассмотрении).
Несмотря на то, что большая часть полученных результатов совпадает с теоретическими предположениями, мы не обнаружили эмпирической поддержки связи неблагоприятного детского опыта и схемой Грандиозности. Ни один из объединенных размеров эффекта, связанных с этой схемой, не превысил 0,10. Одно из возможных объяснений такой слабой связи заключается в том, что схема Грандиозности может быть в большей степени стилем отношений и копинг-стратегией, поскольку представляет собой отсутствие межличностной взаимности. Теоретически, эта схема может развиться в ответ на чрезмерное потакание или недостаток ограничений. Мы, однако, не нашли данных о влиянии чрезмерного потакания на развитие ребенка. Лим и Барлас (Lim and Barlas, 2019) в своем обзоре негативного детского опыта и депрессии также отмечают отсутствие средств измерения потакающего стиля воспитания.