Нам еще многое предстоит узнать о способах эффективного лечения последствий травматического стресса. Эффективность лечения заключается в том, чтобы разрешить целый спектр посттравматических проблем, о которых говорилось в этой главе: навязчивые состояния, компульсивное повторение травмы, избегание и оцепенение, гипервозбудимость, проблемы с вниманием, рассеянность и нарушение распознавания стимула, изменение восприятия себя и других, диссоциация и соматизация. На данный момент еще не проводилось исследований с целью показать, что эффективная интервенция в отношении одного аспекта автоматически приведет к положительному воздействию и на другие аспекты. Например, никто еще не предпринял попыток доказать, что избавление от навязчивых воспоминаний может улучшить концентрацию, избавить от гипервозбудимости и характерологических реакций. Однако, весьма вероятно, что решение одной проблемы, например, психологической реактивности, окажет положительное воздействие на весь организм в целом и, как следствие этого, снизится интенсивность навязчивых состояний, решится проблема с концентрацией, оцепенением, а также изменится восприятие жертвой себя и других.
Травмированные люди часто неспособны сами найти адекватное и гибкое решение; травма делает их ригидными и фиксирует их внимание на прошлом, заставляя их снова и снова вступать в одну и ту же битву. Однако, согласно общему мнению, пока воспоминания о травме остаются диссоциированными, от психиатрических симптомов избавиться не удастся, и они будут мешать нормальному функционированию, именно поэтому, избегая воспоминаний о прошлом, человек не сможет избавиться от последствий травмы и их влияния на свою жизнь.
Лечение должно охватывать два смежных аспекта:
- Обретение чувства безопасности в теле;
- Примирение с прошлым.
Хотя на данный момент еще не существует достоверных доказательств того, что работа в этих двух направлениях поможет избавиться от наиболее тяжелых последствий травмы.
Врачам необходимо понять, как травма изменила восприятие жертвы и ее отношение к разным обстоятельствам жизни. Например, одна пациентка в ночных кошмарах постоянно демонстрировала свое сопротивление по отношению к любым интервенциям (включая фармакотерапевтическую помощь) до тех пор, пока она не поднялась на третий этаж некоего здания, где она почувствовала себя «в безопасности», поскольку это напомнило ей о доме ее тети, которую она очень любила в детстве. Как только она достигла этого уровня, кошмары прекратились. В другом случае у мужчины на его глазах умерла жена в машине скорой помощи по дороге в больницу; он пошел на поправку лишь после того, как рискнул мысленно не отвести взгляда и решил не прекращать только начинающиеся отношения с женщиной, которая была терпелива к нему и сочувствовала его утрате.
Как уже было сказано ранее, первая задача терапии состоит в том, чтобы помочь пациентам обрести чувство безопасности в теле. Многим людям, чтобы начать преодолевать свою пассивность и беспомощность, необходимо предпринять активные действия: игра и активный интерес к чему-либо, художественные и другие творческие студии, участие в мероприятиях вместе с другими людьми. Жертвы нападения достигают хороших результатов после участия в программах «модель ограбления» и прохождения курса выживания OutwardBound (Внешняя граница). Многие женщины, пережившие физическое насилие, смогли вернуть себе чувство безопасности при помощи терапевтического массажа (см. главу 25).
В основе терапии лежит идея безопасности терапевтических отношений. Если лечение направлено в основном на изучение прошлого, это лишь усугубит травматические переживания. Поскольку многие люди, пережившие психологическую травму, страдают от проблем с обработкой информации, их лечение должно быть разбито на несколько этапов и сочетать в себе мультимодальные подходы, о которых подробно говорится в части IV данной книги. Сюда входит оказание помощи пациенту в преодолении (1) страха перед собственной беспомощностью и чувством стыда, (2) страха перед травматическими воспоминаниями и (3) страха управлять своей жизнью (van der Hart, Steele, Boon, & Brown, 1993).
Из-за проблем с обработкой информации у этих пациентов врачи должны применять в первую очередь методы лечения критических состояний. Проблемы с соматизацией и регуляцией аффекта можно эффективно решать, если пациентам будет оказана помощь в приобретении навыков по называнию и определению значения ощущений и аффективных состояний, по разделению настоящего и прошлого, по интерпретации социальных сигналов в контексте событий настоящего, а не прошлого. Krystal (1978), Pennebaker (1993), Nemiah (1991) изучали значимость умения идентифицировать эмоции и воспринимать их как сигналы, а не как руководство к действиям «бей или беги». Pennebaker (1993) показал на основе письменных свидетельств людей о личном опыте переживания травмы, что вербализация играет важную роль в обретении психического и физического здоровья.
Kardiner (1941) описал, как некоторые его пациенты были в состоянии «контейнировать» последствия травмы в виде определенных симптомов, например, истерический паралич конечностей. Отдельные пациенты с тревожностью и раздражительностью демонстрировали тенденцию обратно пропорциональной зависимости от конверсионных и диссоциативных симптомов. Он определил, что самыми депрессивными пациентами были те, которые помнили все детали травматического события, а менее травмированные пациенты, которые мало что могли вспомнить, жили в состоянии «счастливого неведения». Kardiner открыто поднял несколько серьезных вопросов относительно оптимальности лечения пациентов с диссоциацией или соматизацией. Его интересовало, является ли осознанное восприятие травмирующих воспоминаний наиболее предпочтительным состоянием, чем больная спина или обмороки.
Просто обнаружить воспоминания недостаточно, их необходимо модифицировать и трансформировать (то есть выявить соответствующий контекст и реконструировать в соответствии с особенностями личностного восприятия). Таким образом, в терапии воспоминания необходимо воспроизводить в динамике, избегая простого перечисления событий. Поскольку суть травмы заключается в том, что она заставила жертву столкнуться с невыносимой реальностью, пациенту необходимо найти способ встретиться лицом к лицу с тайнами, с которыми никто, включая пациента, не хочет встречаться (Langer, 1990). Как и обычные воспоминания, воспоминания о травме (часто искаженные) должны стать просто частью прошлого. Изучать травму только ради изучения не имеет терапевтического воздействия, если не привязать ее к проживанию иного опыта, например, почувствовать себя понятым, ощутить безопасность, физическую силу и уверенность или получить возможность говорить об этом и помогать другим.
Изучать личностный смысл травмы очень важно, поскольку пациент не может изменить свое прошлое, поиск смысла является центральной задачей терапии. Очень важно работать с экзистенциальными вопросами, например, говорить о том, какую роль в произошедшем сыграла сама жертва по ее собственному мнению (спровоцировав случившееся или же просто не предотвратив его), а также о том, как жертва воспринимала события, находясь в самом их центре. Эти личностные моменты могут иметь огромное значение и помочь жертве почувствовать себя сильной и способной восстановиться, а также достойной заботы, понимания и любви.
Мы надеемся, что понимание всех трудностей, с которыми сталкиваются пережившие травму люди при адаптации к жизни, поможет дальнейшему развитию в области лечения и позволит найти наиболее эффективные методы интеграции травматического опыта как неотъемлемой части в жизни пациента, а также даст возможность решить психологические и характерологические проблемы, которые мешают оставить травму в прошлом и заставляют человека постоянно переживать ее в своем настоящем.