Джеффри Янг разработал схема-терапию как интегративную терапию, в которой сочетаются элементы теории КПТ, привязанности, гештальта и объектных отношений
(Young, Kloslo & Weishaar, 2003). Схема-терапия первоначально была введена в качестве терапии для клиентов, страдающих хроническими психоэмоциональными патологиями, такими как расстройства личности и хронические симптоматические расстройства
(Young et al., 2003). Эти клиенты, как правило, имеют большую ригидность когнитивных структур, менее функциональные системы убеждений и неадаптивные копинговые реакции, которые часто уходят корнями в детский опыт депривации базовых потребностей
(Kellogg & Young, 2006).
Были определены пять доменов маладаптивных схем (см.
Таблицу 1 для доменов схем, истоки развития и выражения в сексуальных установках и поведении).
Схема-терапия была предназначена для того, чтобы помочь клиентам осознать свои базовые неудовлетворенные эмоциональные потребности и научиться более адаптивным способам удовлетворения этих потребностей; тем самым способствуя когнитивно-поведенческим изменениям
(Young et al., 2003).
Согласно Янгу и коллегам (2003), люди рождаются с базовыми эмоциональными потребностями (привязанность, автономия, границы, сопереживание и спонтанность). Когда ранний жизненный опыт препятствует удовлетворению этих потребностей, люди усваивают предвзятое восприятие или маладаптивные схемы «себя» (например, я недостоин), «других» (например, другим нельзя доверять в удовлетворении моих потребностей) и «мира» (например, мир — опасное место). Эти ранние маладаптивные схемы (EMS) связаны с саморазрушительными копинговыми моделями, которые изначально были созданы для того, чтобы избежать эмоциональной боли, связанной с активацией схемы. Однако, со временем эти копинговые стили становятся частью механизмов сохранения схемы.
Например, непоследовательный уход в хаотичной домашней обстановке может препятствовать удовлетворению основных потребностей ребенка в принятии, связи и безопасности. Для некоторых детей такой жизненный опыт может привести к формированию ранних маладаптивных схем. Эти дети учатся бояться отвержения, ожидают, что их бросят в близких отношениях, испытывают двойственное отношение к доверию другим, и в конечном счете могут переносить чувство небезопасности в свою взрослую жизнь.
В контексте когнитивных теорий EMS определяются как ментальные (и эмоциональные) конструкции, которые фильтруют реальность переживания через объектив предвзятости, информируя человека о том, как реагировать при срабатывании схемы
(Young et al., 2003). Схема-терапевты предполагают, что EMS активируют саморазрушительные когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинговые стили, приводящие к сложным психопатологиям
(Young, 1999). Согласно Янгу
(Young et al., 2003), у всех организмов есть три основных реакции выживания на угрозу: борьба, бегство и замораживание (бей, беги, замри). Эти ответы соответствуют трем широким стилям преодоления проблем: гиперкомпенсация, избегание и капитуляция. В очень в широком смысле, борьба — это гиперкомпенсация, бегство — избегание, а замирание — капитуляция.
Человек может чрезмерно компенсировать свои схемы, ведя себя в манере, противоположной тому, что он чувствует. Например, тот, у кого есть схема дефективности, может чувствовать себя крайне неадекватным в межличностных ситуациях. Чтобы компенсировать чувство неполноценности, такой человек может прибегнуть к запугиванию других или к самовозвеличиванию в межличностной ситуации.
И наоборот, люди могут избегать схем, блокируя мысли, чувства и действия, связанные с ними. Например, тот же самый человек со схемой дефективности может избегать социальных ситуаций и встреч в отношениях, отключаться и отдаляться от других. Люди также могут поддаться определенным схемам, приняв их как истинные и подтверждать их, несмотря на эмоциональную боль, которую они причиняют. В нашем примере человек последовательно выбирает отношения или ситуации, в которых его критикуют или обесценивают.
Теперь мы представим тематическое исследование пары в секс-терапии. После предоставления общих подробностей об этом кейсе, он будет концептуализирован с использованием чисто когнитивно-поведенческих терминов.
Затем мы интегрируем понятия схема-терапии в эту концептуализацию, демонстрируя ее дополнительную ценность для концептуализации случая.