Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это всеобъемлющее, тяжелое психологическое расстройство, встречающееся у 28,5% клинической популяции и от 0,8% до 1,6% в нормативных выборках
[1, 2]. ПРЛ часто называют самым летальным психическим расстройством и наиболее тяжелым расстройством личности
[3], поскольку процент завершенных суицидов при нем колеблется от 8,5% до 10%
[4, 5]. Пациенты с ПРЛ считаются активными потребителями психологической помощи: лечение этого расстройства требует значительных ресурсов, и многие клиенты вновь возвращаются к терапии после ее завершения
[6]. За последние десятилетия эффективность в лечении ПРЛ показали специализированные психологические подходы — Диалектическая Поведенческая Терапия (ДБТ), Терапия с Опорой на Ментализацию (Mentalization Based Therapy, ТОМ), Терапия Фокусированная на Переносе (Transference Focused Psychotherapy, ТФП) и Схема-терапия (СТ)
[7].
СТ была разработана для лечения расстройств личности и других хронических симптоматических расстройств. Это интегративная форма психотерапии, которая включает в себя концепции и приемы Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ), теории привязанности, гештальт-терапии и психодинамических подходов. При формулировании проблем пациентов и процесса изменений она опирается на две концептуальные модели. Первая вводит понятие Ранних Дезадаптивных Схем (РДС), дисфункциональных, всеобъемлющих и самоосуждающих паттернов мыслей, когниций, поведения и аффектов, которые обычно появляются в детстве, но развиваются на протяжении всей жизни человека
[8]. РДС возникают, когда между базовыми потребностями ребенка и его окружением существует несоответствие. Восемнадцать идентифицированных РДС также можно объединить в иерархию в соответствии с потребностями — например, домены потребностей в связи, автономии и реалистичных границах
[9]. Показано, что пациенты с ПРЛ имеют более высокие баллы по большинству схем по сравнению с другими группами населения, особенно что касается домена потребностей в связи
[10].
Вторая — модель схема-режимов — была разработана в связи с тем, что люди с ПРЛ часто испытывали быстрые эмоциональные изменения при одновременной активации нескольких схем
[8]. Модель режимов описывает текущие состояния, а не стойкие черты; в любой момент времени режим возникает из взаимодействия между схемами индивида и его стилями совладания. Исследователи выделили четыре проблемных режима, распространенных среди пациентов с ПРЛ
[11]. В частности, режим наибольшего дистресса был назван режимом Уязвимого (Покинутого — Подвергшегося насилию) Ребенка. В нем пациент испытывает самые сильные эмоции, остро чувствует свою беспомощность, непривлекательность, некомпетентность или покинутость. Эти эмоции часто затопляют, и пациент ищет помощи у других. Теория предполагает, что из-за крайнего дискомфорта такого состояния пациент склонен переходить в иные: при ПРЛ это может быть режим Сердитого или Импульсивного Ребенка. В режиме Сердитого Ребенка пациент может требовать, чтобы другие исправили ситуацию, а в режиме Импульсивного — пытаться изменить лежащую в основе боль с помощью приятных импульсивных действий, практически не заботясь о последствиях. Дистресс режима Уязвимого Ребенка также может вызывать диссоциацию или другие механизмы отстранения; эти симптомы — часть отстраненных режимов, или состояний. Активация режима Уязвимого Ребенка также может повлечь за собой режим Карающего Критика, в котором возникают суровые, самокритичные мысли (или голос), чувства стыда, вины и отвращения к себе
[11]. Считается, что этот режим является результатом усвоения карающих посланий опекунов клиента. Как правило, желая не испытывать вызванную им эмоциональную боль, люди с ПРЛ переходят в режим Отстраненного Защитника
[11]. Многие пациенты находятся в режиме Отстраненного Защитника почти постоянно с тем, чтобы предотвратить активацию других режимов, поскольку не владеют более функциональными способами борьбы с ними (т.е. их режим Здорового Взрослого остается недостаточно развит).
Терапия включает в себя психообразование о связи симптомов ПРЛ с режимами — в том числе о том, как режимы проявляются в жизни пациента. На следующем этапе терапевт предоставляет опыт успокоения режиму Уязвимого Ребенка клиента, выявляет потребности режимов Сердитого и Импульсивного ребенка, устанавливает ограничения Карающему Критику и помогает в борьбе с его деструктивными посланиями. Цель терапии состоит в том, чтобы развить у пациента способность делать это самостоятельно, предоставляя ему новый опыт во время сеанса. Обнаружено, что использование экспериентальных техник отличает СТ от КПТ и психодинамической терапии
[12]. Экспериентальные техники — в частности, рескриптинг образов и диалоги на стульях — связаны с улучшением эмоциональной регуляции при расстройствах личности
[13]. Образы включают воспоминания о конкретной ситуации и произошедших событиях, сопутствующие мысли и чувства. Рескриптинг помогает воссоздать и изменить элементы этой ситуации с тем, чтобы изменить переживания и смысл этой прошлой ситуации для клиента
[14]. Работа со стульями позволяет взаимодействовать со значимыми людьми при воспроизведении прошлых ситуаций, и укрепляет метакогнитивные процессы клиентов при работе с режимами
[15]. Обе экспериентальные техники облегчают доступ к эмоциям и неудовлетворенным базовым потребностям
[13].
СТ — продолжает демонстрировать высокую эффективность и приемлемость для клиентов как метод лечения. На сегодняшний день девять опубликованных исследований говорят об эффективности индивидуальной и/или групповой СТ (ГСТ) для улучшения симптомов ПРЛ и качества жизни. Три из них — рандомизированные контролируемые исследования (РКИ); в одном СТ сравнивалась с ТФП
[16], в другом — с лечением в обычном режиме
[17], а в третьем — оценивалось, повышает ли доступность терапевтов по телефону в нерабочее время эффективность СТ в обычных медицинских учреждениях
[18]. Еще шесть исследований — это неконтролируемые испытания: исследование серии случаев
[19], открытое экспериментальное исследование в комбинированном групповом и индивидуальном формате
[20], технико-экономическое обоснование ГСТ для амбулаторных пациентов с ПРЛ высокой степени тяжести
[21] и три открытых исследования стационарной СТ для ПРЛ
[22]. Учитывая некоторые признаки того, что ГСТ может быть особенно полезна для пациентов с ПРЛ
[17, 20], настоящее исследование направлено на дальнейшее изучение конкретных аспектов СТ, которые могли бы это объяснить — в том числе и те, что пока не укладываются в существующие количественные показатели.
Растет интерес к мнению потребителей относительно их опыта лечения. Метаанализ 14 качественных исследований выявил у пациентов с ПРЛ положительные изменения в результате терапии — такие, как рост уверенности в себе, улучшение отношений и способность регулировать эмоции, подкрепленные чувством безопасности, уважения от терапевта и участием в принятии решений о лечении
[23]. Терапия могла быть индивидуальной, групповой или сочетанной; были исследованы такие подходы, как ДБТ, ТОМ, арт-терапия, равные группы поддержки и стандартные формы общественной поддержки психического здоровья
[22]. Однако об опыте схема-терапии у участников с расстройствами личности рассказывает лишь одно исследование
[24]. В нем участники описывают полезные аспекты лечения в схема-терапевтической модальности — например, терапевтические отношения, специфические техники схема-терапии и улучшение понимания себя. Они описывали и бесполезные стороны терапии — как, например, недостаток подготовки к сильным негативным эмоциям, возникающим в ходе терапии, и недостаточное количество сеансов. Все информаторы соответствовали критериям расстройства личности, однако ни у одного из них не было ПРЛ.
Подводя итог, на сегодняшний день отсутствует важная информация о том, как СТ и ГСТ переживаются пациентами с ПРЛ. Качественные методы позволяют понять, как терапия воспринимается пациентами, тогда как простое измерение симптомов или оценка качества жизни редко помогает получить такую информацию. В этом исследовании мы акцентируем именно субъективный опыт, рассматривая, в частности:
- Аспекты индивидуальной и групповой СТ, которые были субъективно полезны (бесполезны) в процессе терапии ПРЛ.
- Групповые процессы и динамика среди пациентов с ПРЛ в рамках ГСТ.
- Мнения пациентов о структуре СТ и её форматах (т.е. групповой или групповой+индивидуальной СТ), с целью оптимизировать СТ при работе с ПРЛ.