В основе схема-терапии лежат ранние дезадаптивные схемы, которые связаны с лимбической системой, с механизмами страха и выживания в мозгу (LeDoux, 1996). В терминах MBT активация схемы потенциально запускается по крайней мере на 3 из 4 полюсов и является автоматической по своей природе как часть быстрой 1 системы мышления Канемана [
6]. Когда это происходит, людей могут захлестнуть эмоции, воспоминания и физические ощущения, и в результате их мышление отключается, и происходит переключение режима. Рассмотрение различных аспектов мышления MBT в такие моменты может оказаться полезным для определения того, является ли нынешний способ выживания человека результатом того, что он застрял на одном конце определенного полюса. Это может помочь схема-терапевту определить наиболее эффективную с клинической точки зрения стратегию, чтобы вернуть свое мышление и Здоровый Взрослый режим в «онлайн».
Многие, если не все схема-терапевты, особенно те, кто часто работает с режимами Гиперконтролера или Отстраненного Защитника, понимают, что значит преодолевать сопротивления с помощью экспериенциальной работы. Либо человек сопротивляется упражнению с самого начала, либо выполняет задания, не особо участвуя в процессе, не прикладывая усилий и без видимых изменений в результате. Это можно понимать как псевдоментализацию, которая временами может маскироваться под Здорового Взрослого и говорит о том, что способность человека ясно мыслить подорвана. Для многих техник схема-терапии необходимо, чтобы осознанность и терапевта, и клиента была включена («онлайн»), а Здоровый Взрослый режим проявлял активность, оказывая поддержку применению концепций MBT.
Время и внимание, уделяемое общему интересу к тому, что может происходить, помогает способности к ментализации вернуться в режим онлайн, отодвинуть Отстраненного Защитника или Гиперконтролера и прикоснуться к лежащей в основе уязвимости. Точно так же, как когда мы сталкиваемся с сильными схемами самопожертвования / подчинения или с режимом Капитулянта, рассматривая полюс MBT «я-другие» почти так, как если бы когнитивное континуальное упражнение могло увеличить способность человека ментализировать и, таким образом, повторно вовлечь Здорового Взрослого в удовлетворение потребностей надлежащим образом.
Несмотря на эти проблемы, экспериенциальные техники в схемной терапии, возможно, являются одной из сильных сторон модели, предоставляя конкретную стратегию для поддержки и изменения мыслей, эмоций или ощущаемых ощущений человека по поводу чего-либо, чтобы удовлетворить потребность, которая в противном случае может застрять, особенно если более традиционные когнитивные стратегии имеют ограниченное влияние. Для некоторых членов нашей MBT-группы само понятие любопытства к чему-либо могло быть невыносимым. Люди с более проявленными антисоциальными или пограничными чертами часто застревали в автоматическом быстром мышлении, инициированном и управляемом усиленной системой возбуждения, которая была чувствительна к признакам отторжения или «неуважения» со стороны других. Попытки проявить любопытство часто встречались с поговоркой «любопытство кошку сгубило» в качестве возражения (вероятно, имелось ввиду, что для членов группы, которые привыкли жить в режиме выживания, ментализировать тревожно и опасно). В модели MBT важны верность этому направлению и сосредоточенность на настоящем, что может заставить схема-терапевта чувствовать себя парализованным в контексте рандомизированного контролируемого исследования. В таких случаях возможность переключаться между модальностями в схема-терапию может быть естественной (вопреки кажущейся проблематичности), для того чтобы стать более активными и экспериенциальными, чтобы отбросить прошлое и исследовать проявление Отстраненного Защитника более конкретным и менее прямым образом, или установить связи с возможным прошлым опытом, который привел к подобному образу мышления.
Используя клинический опыт и базовое понимание лежащей в основе теории, можно сделать вывод, что именно люди с более сложной историей и травмами привязанности испытывают наибольшие трудности с ментализацией и, вероятно, разовьют больше схем. Что, однако, кажется неясным из моего текущего опыта, так это то, существует ли связь между ранним опытом человека, последующими схемами, которые развиваются, и его способностью ментализировать. Если, например, у кого-то с сильной схемой эмоциональной депривации, развившейся в результате отсутствия раннего опыта отзеркаливания и не получившего понимания его психическое состояния и удовлетворения эмоциональных потребностей, можем ли мы предположить, что у него может быть больше проблем с ментализацией из-за отсутствия того самого опыта, который поддерживает развитие этой способности? Это может быть полезно для дальнейшего изучения, так как может помочь нам адаптировать и направлять наши интервенции более целенаправленно и эффективно.
Для нас как схема-терапевтов, MBT может быть полезным способом осмыслить нашу практику и то, как наши собственные схемы и способы совладания могут активироваться на сеансах, потенциально ведущих к провалу в нашей собственной ментализации. Когда мы заняты, может быть очень легко уйти на «автопилот» или на шаблонное восприятие человека (например, использовать диагноз в качестве объяснения определенного поведения или сделать обобщение, что «все самоповреждения — это РЛ (расстройства личности), как я когда-то слышал, от одного сотрудника). Такая краткость может быть полезным способом быстро передать общее впечатление, при условии, что это происходит не всегда. Супервизия может быть полезной возможностью поговорить с нашим Здоровым Взрослым и поинтересоваться, где наше собственное мышление находится на полюсах ментализации. Хотя это и не является явной целью схема-терапии, похоже, что способность к ментализации повышается с помощью ее техник и упражнений [
9], вероятно, в результате ограниченного родительства, в котором терапевт настраивается на индивидуумов, ментализует и подтверждает их психическое состояние и поддерживает развитие Здорового Взрослого. Таким образом, интеграция элементов MBT или, по крайней мере, сохранение идей MBT во время нашей работы в качестве схема-терапевтов может быть полезной в улучшении результатов для тех, с кем мы работаем (хотя, явно необходима надежная оценка этого). По крайней мере, я лично продолжу проявлять любопытство и гибкость в отношении того, как интегрировать MBT в свою схему работы.