Enter your keyword

World Congress of Behavioral and Cognitive Therapies, WCBCT

World Congress of Behavioral and Cognitive Therapies, WCBCT

Дарья Марьясова к.м.н., психиатр-психотерапевт, схема-терапевт из МИСТ побывала на Всемирном Конгрессе по Когнитивно-Поведенческой Терапии (World Congress of Behavioral and Cognitive Therapies, WCBCT) в Берлине, и мы хотим поделиться с вами кусочками с симпозиумов!

♻️ Christine Padesky, автор сократического диалога и одна из самых известных преподавателей КБТ в мире, представила на своём семинаре четырехшаговую модель укрепления личной жизнестойкости (resilience), включающую:
1. Поиск сильных сторон и умений в каждодневной жизни.
2. Теоретическое формирование на их основе конструктивных стратегий поведения и мышления.
3. Обсуждение возможности применения этих стратегий на практике в отношении конкретных проблемных ситуаций.
4. Поведенческие эксперименты по воплощению созданной модели в жизнь.

Падески описывала следующие составляющие жизнестойкости, на которые можно ориентироваться при развитии режима Здорового Взрослого:
👉🏽 физическое благополучие (здоровье, темперамент)
👉🏽 социальная компетентность (безопасная привязанность и доверие к родителям, способность отслеживать и реагировать на психические состояния у себя и других, способность обращаться за помощью, способность создавать приятельские и тесные дружеские отношения, понимание ролевых моделей в отношениях между людьми, эмпатия)
👉🏽 когнитивная компетентность (коэффициент интеллекта средний или выше среднего, развитая речь и навыки чтения, способность планировать, способность к решению проблем, позитивные ожидания от будущего, внутренний локус контроля, ассертивность и оптимизм)
👉🏽 эмоциональное благополучие (способность регулировать эмоции, откладывать удовольствие, реалистично высокая самооценка, чувство автономии и самостоятельности, способность креативно мыслить и действовать, чувство юмора)
👉🏽 моральная компетентность (способность к альтруизму, возможность и готовность что-то давать другим людям)
👉🏽 духовное благополучие (вера в то, что жизнь человека и то, что он делает, имеет смысл и важное значение)

♻️ На симпозиуме «Новые направления в схема-терапии» Marcus Huibers из Голландии рассказал про схема-терапию при хронической депрессии, включив схемы покинутости, эмоциональной депривации, неуспешности и избегающие копинг-режимы в когнитивную модель расстройства. Отметил, что в ходе терапии снижение выраженности дисфункциональных схем, симптомов депрессии и укрепление терапевтического альянса происходят параллельно.

♻️ Rafaele Huntjens & Marleen Rijkeboer предложили схема-терапию для работы с пациентами с диссоциативным расстройством идентичности на основании того, что такие пациенты очень часто имеют травматический детский опыт, модель режимов хорошо ложится на опыт переключения между множественными личностями, экспериенциальные техники крайне важны для преодоления избегания, очень свойственного таким пациентам.
Рекомендуется:
〰️ делать упор на валидацию опыта пациента в рамках ограниченного родительства;
〰️ давать много психообразования в отношении потребностей, режимов и функциональной нагрузки диссоциации;
〰️ работать с критикующими режимами более мягко и медленно, чем при других расстройствах.
Перед началом терапии необходимо озвучить значительную роль работы с избеганием, необходимость активного включения пациента в работу между сессиями (включая поведенческую активацию), обозначить длительность терапии не более 3 лет.
❗️В рамках работы с избеганием очень важно не «спасать» таких пациентов от повседневных задач и сложностей, постепенно передавая им ответственность. Флис и другие заземляющие техники помогают сохранять связь, удерживать пациента «здесь и сейчас». Рескриптинг нужно делать постепенно и последовательно, начиная с нейтральных или позитивных изображений, поначалу аккуратно обсуждая (но не погружаясь в) в негативную ситуацию и потребности находящегося в ней ребенка. Потом вообразить не слишком стрессовый образ, сразу переписываемый терапевтом, как только тревога начнет расти, и повторить упражнение несколько раз, всё больше вовлекая пациента и постепенно переходя к более сложным ситуациям. Если произошло переключение между личностями, нужно продолжать рескриптинг, показано, что новый эмоциональный опыт всё равно останется в памяти.

♻️ Richard Vuijck с коллегами провели первичное исследование эффективности схема-терапии у людей с расстройствами аутистического спектра и коморбидными расстройствами личности. 12 пациентов прошли курс из 46-51 сессий, включая скрининг, психообразование, когнитивно-поведенческие и экспериенциальные техники и 10 ежемесячных бустерных сессий на завершающем этапе.
Было отмечено статистически значимое снижение выраженности черт расстройства личности через 5 и 10 месяцев после окончания терапии.
Особенностями работы с этим контингентом является:
〰️ особая важность настроенности на коммуникацию,
〰️ валидация их мыслей и опыта, стабильное, предсказуемое и «одинаковое» поведение терапевта,
〰️ четкий и реалистичный план терапии,
〰️ формулировка ясных ожиданий от неё.
При использовании рескриптинга важно помнить о сложностях с воображением и «вживанием в роль» и работать с максимально конкретными ситуациями. Необходимо уделять внимание обучению социальным и организационным навыкам, психообразованию в отношении эмоций, а также учитывать высокую распространенность коморбидной тревоги, депрессии, хронического стресса, травматического опыта.

♻️ В исследовании Astrid Baljé было показано, что для пациентов с социальной тревожностью групповая КБТ и схема-терапия одинаково эффективны, при этом в группе СТ процент досрочного прерывания терапии (drop out) был ниже.

♻️ Barbara Basile, автор ряда статей про применение схема-терапии при ОКР, представила клинический пример эффективности рескриптинга ранних эпизодов, связанных с чувством вины, у пациентов с навязчивостями. Вызывающие вину воспоминания играют значительную роль в усилении симптомов ОКР, и было показано, что у пациентов с ОКР они встречаются чаще, чем при других невротических расстройствах.
Было показано, что 3 сессии рескриптинга эмоцинально интенсивных эпизодов, непосредственно не связанных с навязчивостями, снижают тяжесть ОКР, однако не влияют на выраженность тревоги и депрессии.

Заявка на обучение





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Записаться к специалисту





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Форма связи по вопросам сотрудничества




Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Сертификационная программа: группа I


Я даю согласие на обработку персональных данных

×