Enter your keyword

Схема-терапия (СТ)

Схема-терапия – это хорошо структурированный, высокоэффективный и динамично развивающийся метод психотерапии.

Основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого века.

Схема-терапия базируется на теории привязанности и интегрировала в себя техники и подходы из:

  • когнитивно-поведенческой,
  • психодинамической,
  • гештальт-терапии.

Отличительная черта схема-терапии — идея о том, что в основе личностной патологии лежит наличие устойчивых отрицательных убеждений в отношении себя, других людей и окружающей среды – так называемых, ранних дезадаптивных схем.

В схема-терапии есть три основных понятия:

  1. ранние дезадаптивные схемы
  2. стратегии совладания со схемами (копинги)
  3. режимы.

1.Схема – очень устойчивая структура, которая сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных потребностей ребенка и детского травматического опыта, и продолжает свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.

Схема включает:

  • когниции (мысли),
  • эмоции,
  • телесные ощущения,
  • воспоминания.

В настоящее время выделено 18 ранних дезадаптивных схем.

2.Схема-копинги – отражают способы адаптации человека к дезадаптивным схемам и травматичному опыту и имитируют типичные природные механизмы защитного поведения “бей, беги, замри”.

Три основных копинга:

  • гиперкомпенсация (поведение, строго противоположное тому, которое диктует схема),
  • избегание (попытки избежать ситуаций, в которых схема может активироваться),
  • капитуляция (вести себя так, будто схема соответствует истине).

3.Схема-режимы – отражают сиюминутное эмоциональное и когнитивное состояние как результат активного в настоящий момент копинга. Они могут меняться очень часто, что объясняет, например, мгновенную смену эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности.

Существует четыре группы схема-режимов:

  • Дисфункциональные детские режимы – включаются в ответ на ущемление базовых детских эмоциональных потребностей;
  • Дисфункциональные копинги – представляют собой стратегии защиты от активации схем;
  • Дисфункциональные родительские (критикующие) режимы – отражают интернализованное негативное поведение значимых других по отношению к пациенту в его детстве.
  • Здоровые режимы – связаны с позитивными и адаптивными мыслями и поведением (Young et al. 2003).

Цель схема-терапии – уменьшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему осознать и научиться удовлетворять свои базовые потребности более здоровым способом.

Эффективность индивидуальной и групповой схема-терапии для лечения личностных расстройств подтверждена многими исследованиями (Reiss et al. 2014; Bamelis et al. 2013; Farrell et al. 2009; Giesen-Bloo et al. 2006; Hoffart et al. 2002; Nadort et al. 2009; Nordahl and Nysaeter 2005; van Vreeswijk et al. 2014; Zorn et al. 2007).

Схема-терапия – это хорошо структурированный, высокоэффективный и динамично развивающийся метод психотерапии.

Основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого века.

Схема-терапия базируется на теории привязанности и интегрировала в себя техники и подходы из:

  • когнитивно-поведенческой,
  • психодинамической,
  • гештальт-терапии.

Отличительная черта схема-терапии — идея о том, что в основе личностной патологии лежит наличие устойчивых отрицательных убеждений в отношении себя, других людей и окружающей среды – так называемых, ранних дезадаптивных схем.

В схема-терапии есть три основных понятия:

  1. ранние дезадаптивные схемы
  2. стратегии совладания со схемами (копинги)
  3. режимы.

1.Схема – очень устойчивая структура, которая сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных потребностей ребенка и детского травматического опыта, и продолжает свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.

Схема включает:

  • когниции (мысли),
  • эмоции,
  • телесные ощущения,
  • воспоминания.

В настоящее время выделено 18 ранних дезадаптивных схем.

2.Схема-копинги – отражают способы адаптации человека к дезадаптивным схемам и травматичному опыту и имитируют типичные природные механизмы защитного поведения “бей, беги, замри”.

Три основных копинга:

  • гиперкомпенсация (поведение, строго противоположное тому, которое диктует схема),
  • избегание (попытки избежать ситуаций, в которых схема может активироваться),
  • капитуляция (вести себя так, будто схема соответствует истине).

3.Схема-режимы – отражают сиюминутное эмоциональное и когнитивное состояние как результат активного в настоящий момент копинга. Они могут меняться очень часто, что объясняет, например, мгновенную смену эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности.

Существует четыре группы схема-режимов:

  • Дисфункциональные детские режимы – включаются в ответ на ущемление базовых детских эмоциональных потребностей;
  • Дисфункциональные копинги – представляют собой стратегии защиты от активации схем;
  • Дисфункциональные родительские (критикующие) режимы – отражают интернализованное негативное поведение значимых других по отношению к пациенту в его детстве.
  • Здоровые режимы – связаны с позитивными и адаптивными мыслями и поведением (Young et al. 2003).

Цель схема-терапии – уменьшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему осознать и научиться удовлетворять свои базовые потребности более здоровым способом.

Эффективность индивидуальной и групповой схема-терапии для лечения личностных расстройств подтверждена многими исследованиями (Reiss et al. 2014; Bamelis et al. 2013; Farrell et al. 2009; Giesen-Bloo et al. 2006; Hoffart et al. 2002; Nadort et al. 2009; Nordahl and Nysaeter 2005; van Vreeswijk et al. 2014; Zorn et al. 2007).

Заявка на обучение





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Записаться к специалисту





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Форма связи по вопросам сотрудничества




Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Сертификационная программа: группа I


Я даю согласие на обработку персональных данных

×