Enter your keyword

ОПИСАНИЕ СХЕМ

 

18 ранних дезадаптивных схем сгруппированы в  5 категорий или доменов. Каждый домен соответствует определенным неудовлетворенным потребностям развития.

 

Нарушение связи и отвержение:

Эмоциональная депривированность

Люди со схемой эмоциональной депривации считают, что их потребность в нормальной эмоциональной поддержке, принятии, заботе, защите никогда не будет удовлетворена.Они ощущают себя одинокими, непонятыми, опустошенными. Существует 3 основных формы депривации:

а) Депривация заботы: отсутствие тепла, внимания, дружеских отношений, любви;
б) Депривация эмпатии: отсутствие понимания, самораскрытия, выслушивания или разделения чувств с другими;
в) Депривация защиты: отсутствие поддержки и руководства со стороны окружающих.

Покинутость / Нестабильность

Возникает в ответ на нестабильность/непредсказуемость и ненадежность близких людей, которые в детстве заботились о человеке. Значимые люди присутствуют в жизни ребенка либо эпизодически, либо оказываются эмоционально нестабильными. В результате во взрослом возрасте у человека появляется ощущение, что его обязательно покинут все значимые люди, и он навсегда останется эмоционально изолированным.

Недоверие /  Ожидание жестокого обращения

Выражается в постоянном ожидании, что другие люди будут причинять боль, злоупотреблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать в своих целях. Человек подразумевает, что ему обязательно причинят намеренный вред и, в конце концов, он, в отличие от остальных,  «получит короткий конец палки».

Дефективность / Стыд

Человек ощущает себя неполноценным, недостойным, дефективным, таким, каким его никогда не смогут принять и полюбить значимые люди; может быть гиперчувствительным к критике и отвержению, сравнивать себя с другими, испытывать чувство стыда в отношении ощущаемых им дефектов. Недостатки, которые он себе приписывает, могут быть самыми разными, и зачастую не имеющими никакой связи с реальностью.

Социальная отчужденность

Человек ощущает себя изолированным от остального мира, отличающимся  от других людей, считает, что он не является частью какой-либо группы или сообщества.

 

Нарушенная автономия:

Зависимость / Беспомощность

Человек верит в то, что не в состоянии справиться с повседневными обязанностями компетентным образом, без значительной помощи от других (например, заботиться о себе, решать повседневные проблемы, решать новые задачи, принимать правильные решения), часто чувствует беспомощность, тревогу и напряжение.  Поэтому ищет того, кто возьмет на себя ответственность за все решения, будет руководить каждым шагом.

Уязвимость

Человек боится того, что неизбежная катастрофа может случиться в любой момент, и он не сможет ее предотвратить. Страхи сосредоточены на одном или нескольких из следующих категорий событий: (A) Медицинские катастрофы: например, сердечные приступы, СПИД; (B) Эмоциональные катастрофы: например, страх сойти с ума; (C) Внешние катастрофы: например, страх стать жертвой преступников, авиакатастрофы, землетрясения.

Спутанность / Неразвитая идентичность

Чрезмерная эмоциональная привязанность и близость к одному или нескольким значимым другим (часто родителям) приводит к нарушению формирования собственной идентичности. Такие люди часто испытывают чувство пустоты и спутанности, не имея никакого направления, или в крайних случаях ставят под сомнение свое существование.

Неуспешность

Человек верит в то, что он потерпел неудачу, неизбежно потерпит неудачу или будет совершенно неадекватен своим сверстникам в определенных областях, связанных с достижениями (школа, карьера, спорт и т.д.). Часто включает в себя убеждения, что он глупый, неумелый, бездарный, невежественный, более низкий по статусу, менее успешный, чем другие.

 

Нарушенные границы:

Привилегированность / Грандиозность

Человек верит, что он превосходит других людей, имеет право на особые  привилегии; или не считает себя связанным правилами взаимности, которые определяют нормальное социальное взаимодействие. Часто настаивает на том, что имеет право делать или иметь все что угодно, независимо от реалистичности своих планов и мнения других людей об этом.  Испытывает желание чувствовать превосходство над другими (например, быть одним из самых успешных, известных, богатых), стремиться к достижению власти или контроля, а не поиска одобрения и внимания. Человек стремится к доминированию над другими: утверждению своей власти, принуждению к своей точке зрения или контролю за поведением других в соответствии с собственными желаниями, без сочувствия или заботы о нуждах и чувствах других.

Недостаточность самоконтроля

Человек испытывает трудности с контролем поведения и эмоций, действует  импульсивно, не думая о последствиях. Характерны проблемы с самодисциплиной,сложности в выполнении рутинных действий. Часто это связано с тем,что родители не приучали к дисциплине и плохо контролировали ребенка, поэтому он не научился терпению при появлении трудностей на пути к достижению цели, и у него не сформировалась устойчивость к фрустрации.

 

Направленность на других:

Покорность  

Человек старается угодить другим, чтобы получить одобрение, понравиться окружающим и избежать конфликтов или агрессии. Существует в двух формах: 1) Подавление своих желаний и потребностей; 2) Подавление чувств и эмоций.

Самопожертвование

Человек с такой схемой удовлетворяет потребности других за счёт собственных интересов, опасаясь причинить боль другим, пытается избежать чувства вины из-за своих эгоистичных действий. Часто считает других людей слабыми и беспомощными, поэтому заботится о них. При этом, делая много для других, подспудно чувствует себя обиженным или испытывает негодование, ожидая и не получая ответных действий по отношению к себе.  

Поиск одобрения

Человек пытается получить одобрение, признание или внимание от других людей в ущерб собственному благополучию и удовлетворению своих эмоциональных потребностей. Это может касаться одной или нескольких сфер: статуса, внешности, богатства, признания обществом или успеха. Самооценка таких людей опирается не на собственные взгляды, а сильно зависит от внешней похвалы. 

                

Сверхбдительность и запреты:

Негативизм / Пессимизм

Человек сосредоточен в основном на негативных сторонах жизни, не обращая внимания на ее положительные стороны. В различных сферах жизни он ожидает, что все должно измениться к худшему. Такие люди постоянно жалуются, прежде всего нуждаясь в сочувствии и участии, а не в советах или практической помощи.

Подавление эмоций

Человек считает, что необходимо подавлять свои спонтанные желания и проявления, эмоции, чувства, опасаясь, что проявление эмоций приведёт к потере самоуважения, изоляции, нападению или может навредить людям. Такие люди запрещают себе не только гнев и агрессию, но и позитивные эмоции, испытывают сложности в предъявлении своей уязвимости, им трудно говорить о чувствах, часто излишне следуют ритуалам и правилам этикета.

Жесткие стандарты / Придирчивость

Человек прилагает огромные усилия, ценой здоровья, личного счастья, чтобы добиться соответствия внутренним жестким стандартам. Стандарты могут касаться статуса, внешности, финансового положения и т.д. При этом человек испытывает постоянное напряжение от давления как внешних обстоятельств, которые часто сам создаёт, так и от внутреннего давления чувства долга или гиперответственности.

Пунитивность

Человек склонен обвинять других в том, что они не соответствуют его, как правило, жестким стандартам или ожиданиям, и требовать наказания за это несоответствие. Характерна сверхтребовательность, сверхкритичность и нетерпимость как к своим,так и чужим ошибкам.

 

 

Заявка на обучение





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Записаться к специалисту





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Форма связи по вопросам сотрудничества




Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Сертификационная программа: группа I


Я даю согласие на обработку персональных данных

×