Enter your keyword

ОПИСАНИЕ РЕЖИМОВ

Схема-режимы отражают сиюминутное эмоциональное и когнитивное состояние и могут меняться очень часто.

Существует четыре группы схема-режимов.

 

Дисфункциональные детские режимы включаются в ответ на ущемление базовых детских эмоциональных потребностей.

Уязвимые детские режимы

Уязвимый ребенок. Человек в этом режиме считает, что никто не сможет реализовать его потребности, и что все рано или поздно покинут его (откажутся от него). Он не доверяет другим людям и считает, что они могут его обидеть, а окружающий мир на самом деле очень опасен. Он чувствует себя никчемным и ожидает неприятия себя со стороны других. Ему стыдно за себя, и он часто чувствует себя отверженным. Ему бывает очень одиноко и грустно. Он ведет себя как маленький, уязвимый ребенок, который чувствует себя одиноким и цепляется за других людей.

Одинокий Ребенок. Человек в этом режиме ощущает себя одиноким, непонятым, нелюбимым и недостойным любви, ущербным, слабым, беспомощным. Он сомневается в себе, чувствует сильную грусть, тревогу, отвержение, отсутствие поддержки.

Покинутый ребенок. Человек в этом режиме испытывает сильную душевную боль и страдания, ощущает себя никчемным, нелюбимым, брошенным, беззащитным, уязвимым, угнетенным; боится быть покинутым значимыми людьми или стать жертвой жестокого обращения (что нередко связано с пережитым ранее травматическим опытом).

Униженный ребенок. Человек в этом режиме остро ощущает себя униженным и неполноценным, испытывает очень сильный стыд.

Несамостоятельный ребенок. Человек в этом режиме чувствует себя некомпетентным, не уверенным в своих силах, неспособным самостоятельно справиться со взрослыми обязанностями, задачами и трудностями. Постоянно нуждается в заботе, советах, помощи и поддержке окружающих.

Агрессивные детские режимы

Рассерженный ребенок. Человек в этом режиме испытывает и демонстрирует горячий гнев, ярость, фрустрацию, раздражение, недовольство, нетерпение в ответ на реальную или воображаемую угрозу, критику, несправедливость, отвержение, ущемление интересов, невозможность получить желаемое. Может выдвигать неадекватные, грубые, высокомерные требования, считать, что ему все должны.

Упрямый ребенок. В этом режиме человек ощущает гнев, агрессию и недовольство, но проявляет их не открыто, а пассивно, демонстрируя неадекватное и нелогичное упрямство.

Разгневанный ребенок. В этом режиме гнев и ярость (появляющиеся в ответ на реальную или воображаемую угрозу, критику, несправедливость) импульсивно выходят из-под контроля, человек переходит к агрессивным и разрушительным действиям, может кричать, ломать предметы, нападать на других людей.

Детские режимы, связанные с повышенной импульсивностью

Импульсивный ребенок. Человек в этом режиме стремится немедленно, «сию же минуту» удовлетворить любые свои желания и потребности, не задумываясь о последствиях. Он ведет себя эгоистично, требовательно, импульсивно, как избалованный, капризный ребенок.

Недисциплинированный ребенок. В этом режиме человеку быстро наскучивают рутинные и неинтересные дела. Ему сложно терпеть дискомфорт, прилагать длительные усилия, доводить дело до конца. Он нетерпелив, быстро сдается, отвлекается и теряет концентрацию на задаче.

Дисфункциональные копинги представляют собой стратегии защиты от активации схем.

Капитуляция

Послушный капитулянт. Человек в этом режиме ведет себя послушно, пассивно, угодливо из страха перед конфликтом или отвержением, или надеясь на одобрение и признание других людей, в котором он очень нуждается. Он готов отказываться от своих желаний, подавлять свои потребности и эмоции, терпеть плохое обращение, делать то, что хотят другие и подчиняться им.

Избегание

Отстраненный защитник. В этом режиме человек отстраняется от своих чувств и переживаний (слишком сильных и болезненных), подавляет эмоции, отказывается от близкого контакта и взаимодействия с другими людьми, становится «безликим». В результате он ощущает пустоту, скуку, безволие, бессмысленность, пессимизм; нередко наблюдаются деперсонализация и психосоматические симптомы.

Отстраненный самоутешитель. В этом режиме человек стремится отключиться от негативных и неприятных эмоций с помощью отвлекающих, успокаивающих или стимулирующих занятий, как правило, аддиктивного или компульсивного характера: злоупотребление психоактивными веществами, игромания, компьютерная зависимость, экстремальный спорт, переедание, трудоголизм, шопоголизм, беспорядочная половая жизнь и т.д.

Агрессивный защитник. В этом режиме человек маскирует свои истинные чувства и потребности за возмущением и гневом. Окружающие воспринимаются как угроза, и, проявляя агрессию, человек их отталкивает, держит на безопасном расстоянии, защищая внутреннего ребенка.

Избегающий защитник. В этом режиме человек прилагает усилия, чтобы физически не оказываться в ситуациях, которые могут привести к стрессу, дискомфорту, негативным эмоциям. Избегающее поведение может приводить к бездействию, значительным ограничениям активности, социальной изоляции.

Гиперкомпенсация

Самовозвеличиватель. Человек в этом режиме убежден, что он лучше других и наделен особыми правами, может делать то, что другим не позволено. Он сосредоточен на себе, требует восхищения и уважения, игнорирует эмоции и потребности других людей, эгоистичен и амбициозен, ведет себя высокомерно, заносчиво, зачастую оскорбительно, подчеркивая свой особый статус и превосходство.

Гиперконтролер. Человек в этом режиме старается защитить себя от воображаемой или реальной угрозы путем чрезмерного контроля, чрезмерно акцентируя внимание на проблеме или погружаясь в длительные повторяющиеся размышления.

Перфекционист- гиперконтролер. Для человека в этом режиме основным способом удержать контроль над ситуацией, уберечься от неприятностей и критики, является перфекционизм, который может проявляться в любых жизненных сферах.

Подозрительный гиперконтролер. Человек в этом режиме напряжен, бдителен, подозрителен, ожидает неприятностей, сканирует и контролирует окружающее пространство на предмет признаков недоброжелательного отношения других людей.

Угрозы и нападение. В этом режиме человек целенаправленно и продуманно причиняет другим людям боль и вред, проявляя выраженную эмоциональную, вербальную, сексуальную, физическую агрессию или даже совершая противозаконные и общественно опасные действия. Может получать садистическое удовольствие от того, что делает.

Манипулянт. В этом режиме человек лжёт, мошенничает, манипулирует, жульничает, чтобы достичь своей цели, избежать наказания или использовать других к своей выгоде.

Хищник. В этом режиме человек холодно, безжалостно и расчетливо планирует и воплощает в жизнь устранение угрозы, соперника, препятствия или врага.

Поиск внимания и одобрения. Человек в этом режиме пытается привлечь внимание и добиться одобрения других экстравагантным, неуместным, театральным или утрированным поведением. В основе такого поведения часто лежит попытка компенсировать одиночество.

Дисфункциональные критикующие (родительские) режимы отражают интернализованное негативное поведение значимых других по отношению к пациенту в его детстве.

Критик. В этом режиме человек постоянно критикует, упрекает, ругает и поучает себя. Что бы он ни делал, это всегда недостаточно хорошо, и никакие реальные достижения не могут удовлетворить и заставить умолкнуть заставить внутреннего критика.

Требовательный Критик. Для этого режима характерны чрезмерные, завышенные ожидания от себя и окружающих. Человек чувствует необходимость постоянно соответствовать высочайшим стандартам и жестким правилам, гнаться за статусом и достижениями, «не терять время зря», быть максимально эффективным, зачастую в ущерб отдыху, удовольствиям и даже здоровью. Внутреннее давление, критика и ощущение груза ответственности усиливают тревогу и не ослабевают при достижении результата, немедленно появляется новая цель.

Карающий Критик. Человек в этом режиме нетерпим, безжалостен и агрессивен по отношению к себе (или другим), не прощает себя за ошибки, жестоко обвиняет, критикует и наказывает себя, вплоть до самоповреждения. Часто чувствует стыд, презрение и ненависть к себе, считает себя ущербным, никчемным, недостойным хорошего отношения.

Внушающий чувство вины Критик. Человек в этом режиме испытывает чувство вины перед другими людьми и ответственность за их благополучие; ощущение, будто он должен всем помогать и обо всех заботиться. В близких отношениях ему очень трудно отказывать, ставить границы, заявлять о своих нуждах, поскольку есть ощущение, что потребности других людей намного важнее его собственных, а разочаровывать других и являться причиной их негативных эмоций — непереносимо.

Здоровые режимы связаны с позитивными и адаптивными мыслями и поведением.

Счастливый ребенок. Человек в этом режиме ощущает, что его любят таким, какой он есть, о нем заботятся и им дорожат. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, понятым и принятым, уверенным в себе, компетентным, самостоятельным, свободным, достойным хорошего отношения. Он ведет себя спонтанно, получает радость и удовольствие от своих занятий и игр, жизнерадостен и оптимистичен.

Здоровый взрослый. В этом режиме мысли и поведение человека конструктивны. Он способен брать на себя ответственность, самостоятельно делать выбор и решать проблемы, осознает свои возможности и ограничения, с уважением относится к другим людям, придерживается взятых на себя обязательств, имеет здоровые рабочие, родительские, бытовые, социальные, культурные, сексуальные, эстетические, спортивные интересы.

Хороший родитель. Человек в этом режиме понимает и уважает потребности внутреннего ребенка, является его любящим наставником и защитником. Он заботится и сопереживает уязвимому детскому режиму, ставит ограничения для агрессивных и импульсивных режимов, развивает и поддерживает режим счастливого ребенка, нейтрализует и конфронтирует с дисфункциональными критикующими режимами и копингами.

Заявка на обучение





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Записаться к специалисту





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Форма связи по вопросам сотрудничества




Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Сертификационная программа: группа I


Я даю согласие на обработку персональных данных

×