Enter your keyword

Индивидуальная схема-терапия — наиболее распространенный подход среди существующих видов схема-терапии. Этот подход развивался постепенно и был изначально разработан для лечения пациентов с пограничным личностным расстройством. Однако в настоящее время доказана эффективность схема-терапии для лечения людей, находящихся в  тюремном заключении, среди которых большая часть пациентов с антисоциальным расстройством личности. В исследованиях Арнуда Арнца была выявлена эффективность схема-терапии для лечения личностных расстройств кластера С: нарциссического, гистрионного, параноидного. Кроме того, доказана эффективность индивидуальной схема-терапии при лечении пациентов с расстройством приема пищи, зависимостями, депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством.

В практическом применении при работе в индивидуальной схема-терапии выделяют 6 фаз:

  1. Диагностика.
  2. Формирование терапевтического альянса.
  3. Управление симптомами.
  4. Преодоление дисфункциональных убеждений/мыслей.
  5. Работа с травмой/изменение схем.
  6. Завершение терапии.

При реальной практической работе эти фазы сложно четко выявить и разделить. Уже в процессе этапа диагностики устанавливается терапевтический альянс,  используются мотивационные техники и схема-терапевтические интервенции. Установление и развитие терапевтического альянса проходит через все фазы терапии, поскольку его наличие является необходимым условием применения стратегий и техник на разных этапах. Особенно он необходим при использования 2 главных стратегий схема-терапии: ограниченное родительство и эмпатическая конфронтация. В фазе формирования терапевтического альянса наиболее важной частью работы является психообразование пациента о его расстройстве, обоснование: «почему может помочь схема-терапия» и создание концептуализации совместно с пациентом на языке схема-терапии. Управление симптомами играет важную роль при прохождении через все фазы лечения. Для преодоления дисфункциональных убеждений и мыслей в схема-терапевтическом подходе существует множество техник, однако проблема этой фазы заключается в свойственной пациентам устойчивости мышления по типу «все или ничего», а также неспособности встать на точку зрения другого человека. Поэтому приходится проводить много сеансов, используя различные перспективы и техники, чтобы научить пациента мыслить по-другому. На этапе изменения схем и работы с травмой используется рескриптинг в воображении, ролевые игры в прошлом и настоящем. Наиболее распространенным терапевтическим подходом остается ограниченное родительство. На последнем этапе терапии внимание уделяется оставшимся симптомам, при этом трудности, возникающие на ранних фазах могут активироваться из-за страха завершения терапии. Объявление конца терапии и обсуждение результатов, позволяет использовать рецидив как способ справиться с новым этапом жизни компетентным способом. Пациент может самостоятельно спланировать последний этап терапии и период после терапии, а новые формы поведения практикуются в ролевой игре.

Групповая схема-терапия (ГСТ) была разработана Джоан Фаррелл и Айдой Шоу (Farrell and Shaw, 1994), ее эффективность доказана на различных популяциях пациентов (амбулаторных, проходящих лечение в стационаре, находящихся на дневном стационаре).

Джеффри Янг описывает групповую схема-терапию как «третий этап развития схема-терапии». ГСТ была преимущественно разработана для лечения пациентов с пограничным личностным расстройством.

В ГСТ используются терапевтические факторы экзистенциально-гуманистического подхода (Ялом) и расширяется понятие «ограниченного родительства», присутствующего в индивидуальной схема-терапии, до «семейного» родительства, способствующего коррекции эмоционального опыта.

Групповая схема-терапия теоретически и концептуально соответствует модели индивидуальной схема-терапии. Основные различия находятся в адаптации стандартных схема-терапевтических интервенций (работа с воображением и ролевые игры с режимами) в работу группы. В этой модели 2 равных терапевта рассматриваются как необходимое условие установления адекватной привязанности с пациентами.  

В отличие от межличностных или процессно-ориентированных групп, роль терапевта является активной и директивной, основанной на уровне развития и потребностях группы. Пациенты с пограничным личностным расстройством находятся на ранних стадиях лечения прежде всего в детских режимах, поэтому возникает необходимость в активных родителях.

Основное различие между моделью групповой схема-терапии и познавательной терапии, а также формированием групповых навыков (например, диалектической поведенческой терапии) заключается в том, что терапевтические групповые факторы используются для катализации и усиления активных компонентов схема-терапии (ограниченное родительство, экспериенциальные и когнитивные техники, прерывание негативных паттернов и т.д.).

Схема-терапия пар позволяет партнерам получить доступ и переработать ключевые эмоции, связанные с ранними малоадаптивными схемами, а также создать здоровые адаптивные стратегии и режимы во взаимоотношениях. Схема-терапия пар может применяться как в парах, испытывающих сложности во взаимоотношениях, так и в дополнение к индивидуальной терапии, когда партнер объединяется с терапевтом, чтобы помочь исцелить ранние малоадаптивные схемы.

В индивидуальной схема-терапии терапевт практикует ограниченное родительство, чтобы стать «безопасной базой» для клиента, и терапевтические сессии становятся «безопасным убежищем». В терапии пар терапевт работает с парой, чтобы помочь каждому партнеру стать основной «безопасной базой» для другого, а отношения в паре становятся «безопасным убежищем»(Johnson, 2003).

Во многих ситуациях может потребоваться несколько индивидуальных сессий для понимания схем. В парной терапии присутствие партнера может мгновенно активировать ранние малоадаптивные схемы, вызывая быстрые и интенсивные эмоциональные реакции. Терапевт помогает каждому партнеру быстро идентифицировать схемы, копинг стратегии и режимы, возникающие при взаимодействии друг с другом, и создать корригирующий эмоциональный опыт для каждого партнера в паре.

Схема-терапия пар предлагает структурированную интегративную модель, объединяющую несколько терапевтических техник, вследствие чего не только уменьшается дистресс от проблем в отношениях, но и каждый партнер может оправиться от хронических, пожизненных травм, вызванных ранними малоадаптивными схемами. Построение надежды и безопасности в отношениях позволяет партнерам стать доступными друг для друга и реагировать на потребности другого, помогая исцелить основные схемы.

Схема-терапия детей и подростков, помимо общих необходимых аспектов, таких как работа с ранними дисфункциональными схемами, базовыми эмоциональными потребностями и режимами, также включает особый подход к терапевтическим отношениям, основанный на теории привязанности. Мы фиксируем внимание на эмоциональных состояниях ребенка, важных для понимания потребностей моментах биографии, обеспечиваем адекватное возрасту психообразование и схема-коучинг для родителей.

В настоящий момент активно развивается новое направление — схема-терапия в гериатрической популяции. Эксперты в этой области уделяют особое внимание анамнестическим данным, касающимся ситуаций активации схем и способов совладания с ними, и на основании динамики проявления различных схем и режимов в течение жизни выделяют терапевтические мишени, актуальные для пожилого человека в момент обращения.

Заявка на обучение





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Записаться к специалисту





Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Форма связи по вопросам сотрудничества




Я даю согласие на обработку персональных данных

×
Сертификационная программа: группа I


Я даю согласие на обработку персональных данных

×